О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Подготовительные занятия необходимы для развития ребенка. В детских садах, начиная с самых младших групп, проводят развивающие занятия, готовят детей к школе. Появилось много частных школ, где тоже проводят дошкольные занятия по подготовке малышей к школе.

Но не все могут водить туда своего ребенка: время, дорога, да и плата за занятия часто не позволяют всем желающим попасть в эти группы. Как же быть вашему «домашнему» ребенку? Неужели он в худшем положении? Конечно, нет. Пусть вас это не пугает. Если у вас есть желание помочь своим детям, то любые мама и папа, выкроив среди домашних дел время для ребенка, справятся с этим делом ничуть не хуже. Что же вам нужно помнить?

О физических нагрузках в школе мы уже говорили и будем говорить еще немного позже. Ребенок бегает, двигается, закаляется. Но очень большая работа выпадет на не окрепшую детскую руку. Вот о чем должна быть ваша забота. Что может помочь? Как улучшить быстроту и координацию движений кисти рук?

Среди игрушек ребенка должны быть мячи. Желательно большой и маленькие. Надо научить ребенка подбрасывать мяч на различную высоту, ловить его; перекладывать и перебрасывать мяч из одной руки в другую. Постепенно размер мяча уменьшается (до теннисного).

Постукивать по поверхности (стола подоконника и т. д.), изображая игру на пианино.

Вытянуть напряженную руку. Пальцы растопырить, потом с силой сжать. Повторить несколько раз.

Для тренировки мышц можно воспользоваться резиновым кольцом. Оно потребует большей силы.

Переплести пальцы рук и попеременно шевелить ими.

Положить ладошки на стол и по очереди поднимать по одному пальчику, оставляя другие неподвижными.

Различные потряхивания расслабленными кистями; вращательные движения.

Большими помощниками в укреплении и развитии руки станут занятия по интересам, которые можно проводить во время тихих игр.

Возьмите обычные пуговки. Их можно перекладывать из коробочки в коробку. Раскладывать в виде различных фигурок, узоров на столе.

Пуговицы можно нанизывать на нитку, делая из них бусы. Если у вас в шкатулке много пуговиц, можно заняться и математикой: нанизать отдельно большие и маленькие, по очереди, через несколько больших маленькую и т. д., разобрать их по цвету.

Самое сложное (но необходимое в жизни), что можно предложить ребенку делать с пуговицами, — научить их пришивать. Для его пальчиков это очень полезная работа.

Так же для развития кисти руки полезны занятия с пластилином, глиной. Если пластилин уже готов к лепке, то глину нужно немного подготовить. Вам следует выбрать из нее посторонние примеси и размять с растительным маслом. Тогда она не будет сушить руки и станет более пластичной. Эти труды вам окупятся: не будет жирных пластилиновых пятен на скатерти, паркете, ковре, стенах и т. д.

Перед тем как начать лепить, научите ребенка разминать пластилин. Пусть он делает это всеми пальчиками то правой, то левой руки.

Кроме обычной лепки разных фигурок научите его лепить рельефы. Для этого на листке плотной бумаги, картона тонким слоем разравнивают пластилин (глину), а затем, словно рисуя, наносят пластилиновую картину.

Детям нравится (и помогает нам достичь нужных результатов) делать картины из различных косточек, семечек (алыча, слива, вишня, виноград, яблоки, подсолнух, кабачки, тыква и т. д.). Для этого нужно подготовить поверхность как для рельефа. Из косточек, семечек выложить, вдавливая, в виде узора, картинки.

Для этой работы также подойдет зерно различных круп: перловка, пшено, овсянка, рожь и т. д. После работы зернышки и косточки можно отделить от пластилина, а поверхность разгладить и оставить на следующий раз.

Любят дети играть и в теневой театр. Покажите им, какие забавные зверушки получаются на стене. И заяц, и собака, и птица, и ведьма — все их заинтересует. Ведь они могут двигаться, корчить рожицы, разговаривать.

Очень большой простор для работы дает бумага. Ее можно резать, складывать, перегибать, клеить, наклеивать, проделывать разные фокусы. И все это интересная игра и нагрузка на руку. С чего начать?

Научите ребенка:

  • садиться за работу с бумагой, вымыв перед этим руки. Иначе его поделки чистыми будут не всегда;
  • если нужно согнуть бумагу, то сгиб должен «смотреть» на ребенка, а не вверх или вбок;
  • каждый сгиб нужно прогладить ребром линейки, карандаша, чтобы он получился четким;
  • если вы делаете аппликацию, клей приучите наносить специальной кисточкой, а намазывать нужно ту поверхность, которую будем наклеивать. Причем перед тем, как наклеить, бумага должна немножко полежать, чтобы она пропиталась клеем. Проглаживать наклеенную деталь следует через белый листок.

Для начала научите ребенка нарезать полоски разной длины и ширины. А чтобы это занятие не было скучным, оживите полоски, сделав из них рыбку птичку и т. д.

Из полоски с небольшими дополнениями можно сделать игрушку-гармошку. Она сможет двигаться, поворачиваться.

Когда ребенок уверенней будет работать ножницами, эти игрушки можно будет делать посложней.

Хорошо тренирует руку работа с раскрасками. Но она тоже требует определенных навыков.

Часто видишь, что, разукрашивая рисунок, ребенок делает очень размашистые штрихи, раскрашивая одну деталь, заползает на другую. Некоторые мелкие детали теряются.

  • подбирайте раскраски с учетом особенностей вашего ребенка. Если ему сложно закрашивать мелкие детали, начните с крупных рисунков, постепенно переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их увеличивается.
  • научите последовательности работы. Приступать вначале нужно к разукрашиванию более мелких частей, а затем переходить к крупным.
  • покажите, что если у рисунка большая площадь, то вначале надо аккуратно раскрасить часть возле контурной линии, вокруг мелкой детали (пуговицы, нос, глаза, цветы...), а затем переходить к закрашиванию основного поля.
  • научите работать карандашом. Линии нужно наносить не в хаотичном порядке, а в определенной последовательности, одну возле другой. Результат будет лучше, если цвет положить не один, а несколько раз, тогда направление линий нужно менять.
  • покажите, как меняется цвет от силы нажима на карандаш, как важно равномерно надавливать на него.
  • правильно подбирайте, чем раскрашивать: карандашами, красками или фломастерами. Для работы карандашами подойдет любая бумага, для работы красками и фломастерами бумага должна быть более плотной, чтобы краска не пропитывала ее насквозь, не заплывала за края рисунка (как на газетной бумаге).

Для развития моторики пальцев руки очень помогает целенаправленная штриховка рисунков, геометрических фигур и т. д. Дети очень любят составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом удобно штриховать. Приобретите ему линейку с выбитыми фигурами или сделайте шаблон из картона.

  • ребенок будет по нескольку раз обводить фигуры, тренируясь на обрисовке углов, выступов, волнистых линий.
  • обведенные фигуры можно сразу штриховать: прямыми или волнистыми вертикальными или горизонтальными линиями, наклонными, сверху вниз или снизу вверх, точками, штрихами, различными закорючками.

Очень хорошо, когда мама умеет вязать. Если ребенка захватит «путание» петель, будьте уверены, что вреда от этого не будет.

Внимание! Говоря о подготовке к школе, нельзя не вспомнить о том, что ребенок, который не может сосредоточиться, не умеет сравнивать, наблюдать, выделять основное (в доступных его возрасту заданиях), будет поставлен в невыгодное положение по сравнению со своими более внимательными одноклассниками. Давайте посмотрим, как лучше без лишнего принуждения вырабатывать в ребенке эти качества.

Учите сравнивать.

Вовсе не обязательно проводить специальные занятия. В повседневной жизни много поводов для сравнения: сравниваем вчерашнюю погоду с сегодняшней, внешний вид, поступки, игрушки...

Дети слышат, что ежик колючий, а черепаха гладкая; эта собачка злая, а та — добрая; Катя ниже, а Вера выше... Это более видимые, узнаваемые признаки. С ними обычно справляются легко. Помогите малышу увидеть неявные свойства. Например, описывая, сравнивая двух собак, птиц, цветы, кусты, многие назовут цвет, пушистость, величину. Но сказать, что у них есть стебель, корень, туловище... смогут далеко не все. Сложнее сравнивать, находить различие у однотипных предметов (два играющих ребенка, ворона и галка, коты...). Часто эта работа сводится к перечислению признаков каждого действующего лица в отдельности. Спросите у ребенка, похожи ли тополь и жасмин. Обычно ребенок скажет, что нет. Вам нужно помочь увидеть, что у них есть не только листья, но и цветы, корень, ветки... Что орел и воробей тоже похожи: у них у обоих есть крылья, клюв, по две лапки, шея, туловище...

Без наблюдательности в нашем деле тоже никуда не продвинешься.

Даже мы, взрослые, встретив на улице знакомых, не всегда сможем сказать, во что они были одеты, обуты, когда друзья повернут за угол. Что уж говорить про наших детей. Вот и появляются незамеченные ребенком ошибки, неописанные учеником признаки, неспособность рассказать, что видел во время экскурсии... Это случается из-за того, что многие свойства веществ и предметов детям еще трудно выделить. Подскажите им, что кастрюля бывает не только большая, белая, с ручками, но еще и металлическая, стеклянная. Стакан бывает стеклянный, фарфоровый, керамический...

Часто дети не могут назвать признак, свойство предмета из-за того, что они не знакомы с самим понятием, цветом: «хрупкий», «жесткий», «пористый», «бирюзовый», «охра»... С возрастом словарный запас пополнится, но об этом нужно заботиться уже сейчас. Еще раз хочется обратить внимание родителей на то, что нужно стараться отвечать на все «отчего», «почему», «для чего» ребенка, а при подходящем случае через какое-то время еще раз дать объяснение. Если рассказывая о чем-то, ребенок не все замечает, описывает, подскажите ему, обратите его внимание на эту деталь.

Не забывайте, что нужно уметь наблюдать, выделять существенное. И это умение приходит не сразу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок услышал в ряде слов нужный звук, назовите этот звук заранее; хотите, чтобы он увидел пользу дождя, покажите, как меняется домашний цветок, если его полить после долгого перерыва... Другими словами, подтолкните, нацельте ребенка на то, что он должен увидеть.

Еще одной частой ошибкой дошкольника, а потом и школьника, становится неумение сосредоточивать свое внимание на главном в задании.

Далее среди тестов вы столкнетесь с тестом на сохранение количества. Он хорошо иллюстрирует ошибки такого типа. Вот примеры.

Изменится ли количество пластилина, если был брусок, а его размяли в большую по площади лепешку? Больше или меньше станет жидкости, если из высокой и узкой посуды ее перелить в широкую и низкую? Многие дети обращают свое внимание на то, что лепешка по площади выглядит больше, чем брусок, и говорят, что пластилина стало больше. Глядя на то, что слой воды стал тоньше, говорят, что воды стало меньше. Получается, что зрительный обман отвлекает от того, что ни пластилин, ни воду не убирали и не добавляли. Обращайте на это внимание вашего ребенка.

Учитывая, что ребенку очень трудно сосредоточиваться, выделять главные объекты для изучения, работы, не давайте ему заданий, для выполнения которых нужно следовать длинной инструкции. Например, ребенок еще не сможет сделать поделку из бумаги самостоятельно, если нужно выполнить 7— 8 сгибов листа. Поэтому каждое следующее задание нужно давать после того, как он выполнил предыдущее. Так и при повседневных делах. Пусть дочка много раз видела, как мама варит суп. Но если вы поручите ей самой это сделать, то не исключено, что на огне у вас окажется кастрюля без воды, но, возможно, с овощами и крупой.

Поэтому учите ребенка, что, если он будет хвататься за все подряд, ничего хорошего не получится, что за следующую работу нужно браться тогда, когда он видит, как получилась предыдущая.

Часто дошкольники (а если не обращать внимания, надеяться, что с возрастом само придет, то и школьники), рассматривая что-то, пытаясь о чем-то рассказать, могут вспомнить всего одну-две яркие детали, а то и вообще растерянно молчат.

Происходит так оттого, что ребенок может остановить свое внимание на какой-то одной яркой детали, событии. Поэтому остальное он словно и не замечает. А может вообще ничего не заметить, рассеянно скользя взглядом по предметам, — смотрит и не видит. Причины этого самые разные: усталость, очень большой объем информации, неинтересный для ребенка материал и, наоборот, на общем фоне очень яркое зрелище и т. д. Как помочь в такой ситуации? Если вы идете куда-то (в лес, парк, цирк, театр, в гости...), договоритесь с ребенком, на что обращать внимание: где бегают жучки, какие были цветы, какие костюмы у артистов, какие животные выступали... Когда ребенок начинает рассказывать, помогите ему вопросами, если нужно — немного подскажите, напомните. Постепенно ваш ребенок научится плану наблюдения: что рассматриваю в первую очередь, что затем, про что не забыть. Постепенно этот план будет усложняться.

Также очень важно, чтобы ребенок научился себя контролировать.

Начинается эта работа с простейшего: убрал — не убрал игрушки, закончил — не закончил работу, получилось ли так, как у брата (сестры, мамы, папы...), похож ли рисунок на то, что я вижу... Это поможет выработать организованность, умение проверять домашнее задание. Ведь часто после «проверки» уроков в тетради число ошибок не уменьшается. Ребенок их просто не видит.

Многие родители переживают, будет ли их ребенок хорошо учиться, есть ли у него способности, как ему помочь их проявить. Чтобы ободрить, хочется сказать, что способности — это не врожденные свойства.

Врожденными являются анатомо-физиологические задатки нервной системы. А уже на их основе развиваются способности. Но для этого родителям надо создать необходимые условия. Способности можно не только сформировать, но и просто обнаружить в ходе воспитания, обучения, в любой деятельности ребенка. Ваш ребенок может обладать общими способностями (за что ни возьмется — все получается) и специальными (успехи в музыке, литературе, математике и т.д.). Итак, хотите видеть своего ребенка способным — помогите ему. Пробудите у него интерес к тем наукам, с которыми он познакомится с приходом в школу.

Постарайтесь, чтобы ребенок с интересом начинал занятия. А для этого не забывайте, что он познает мир в игре. Чем больше игровых вариантов вы придумаете, тем больших успехов добьетесь.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Мать должна научиться распознавать несловесные сигналы своего ребенка. Для взрослых речь — главное средство общения. Как же матери понимают своих детей, когда те еще не умеют говорить? В этом им помогает постоянное общение с ребенком и любовь к нему. Когда мама понимает, что нужно ее малышу, она дае...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.