О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Если у ребенка ошибки в произношении каких-либо звуков, помогите с ними справиться. Игры со словами помогут в решении подобных проблем, ведь такие игры не только помогают развить речь ребенка, но и полезны для общего развития. Итак, давайте посмотрим, какие игры со словами нам в этом помогут.

Рассматривайте картинки и предлагайте ребенку самому называть их. Старайтесь подобрать рисунки так, чтобы произносить приходилось слова как раз с теми звуками, которые не получаются, и близкими по звучанию (лыска — лиска).

Учите стихи, потешки, скороговорки. Этим вы пополните и словарный запас и будете помогать развитию памяти.

Добивайтесь от ребенка четкого произнесения всех фраз и слов выученного стихотворения. Эмоционально окрашивайте свою и его речь. Очень хорошо познакомить ребенка с произведениями К. И. Чуковского, А. Л. Барто, фольклором. Много нужных вам упражнений, заданий вы сможете найти в книге А. Максаковой и Р.Тумановой «Учите, играя». М.: Просвещение, 1983 г. и А. Максаковой «Правильно ли говорит ваш ребенок». М.: Просвещение, 1982 г.

Побуждайте ребенка описывать предметы, употреблять в своей речи прилагательные, глаголы.

—Какой кот? Что он делает? Как он спит?

—Из чего сделан стол? Какой он?..

Ребенку нужно научиться правильно употреблять формы слов.

Часто, придя в 1-й класс, можно услышать: не крякавай (не крякай), слухавай (слушай). Чтобы помочь избавиться от таких слов, провоцируйте ребенка давать задания, просить что-либо сделать: куклу, кошку, птичку и т. д. Если ребенок ошибся — поправьте его.

Очень помогут вам игры «Добавь слово» (Я могу на улице... гулять, кошка сидит и лапкой... умывается).

Знакомьте ребенка со словами, схожими и противоположными по смыслу: дорога длинная, а переулок короткий; яблоко сладкое, а лимон кислый; ежик колючий, а заяц мягкий; стекло гладкое, а стена шершавая и т. д.

Учите ребенка отвечать не одним-двумя словами, а более полными предложениями. Это очень поможет ему при ответах в школе.

Так же учите ребенка строить небольшие тексты. Тут вам помогут игрушки, известные сказки, сказочные герои, любые предметы вокруг вас. Вначале предлагайте ребенку закончить ваше предложение (Это... ваза. В ней красивые... цветы). Затем предложите ему высказать свое к ним отношение. (Они мне нравятся). Постепенно меняйтесь ролями. Пусть ребенок выберет, о чем будет говорить, начнет строить начало фразы.

Следите, чтобы рассказы ребенка становились трех-составными: начало, основная часть, конец. Это поможет его речи быть более понятной.

Учите детей сравнивать. Пусть ваш ребенок ответит на вопросы: что бывает широким? (узким?), что бывает жидким? маленьким? мягким? теплым? и т д.

Например:

—Что бывает высоким?

—Высоким бывает дерево, дом, телеграфный столб, вышка и т. д.

—А что выше: деревянный дом или многоэтажный?

Описывая форму, состав предметов, учите ребенка называть их цвет. Ему следует различать и называть оттенки. Так, кроме красного цвета, есть алый, лиловый, пурпурный;

кроме зеленого — салатовый, травяной, болотный, изумрудный;

кроме коричневого — шоколадный, кофейный, бурый и т. д.

Поставьте перед ребенком две игрушки (чашки, вазы и т. д.). Пусть он не просто опишет их, а сравнит. Найдет общее и разное. Помогите ему. Подскажите, что вначале нужно хорошо рассмотреть, а потом сравнивать.

Учите ребенка образовывать новые формы слов. Волк по лесу бежал — от него зайчик убежал, к нашей Маше прибежал.

У медведя дом большой, а у зайки домик маленький.

В комнате было светло, а стало еще светлее.

В составлении рассказов вам помогут сюжетные картинки, в которых содержание раскрывается от одного эпизода к другому. Вначале не показывайте ребенку все картинки. Открывайте их по одной, тогда, когда предыдущая уже будет описана.

Вместо сюжетных картинок можно использовать детские комиксы.

Если с таким заданием ваш ребенок будет легко справляться, можете его усложнить. Пусть он составит рассказ по начальной и последней картинкам, первой, третьей, пятой и т. д. картинкам. Это поможет развитию не только речи, но и фантазии ребенка.

Пишите вместе со своим ребенком письмо (бабушке, дедушке, знакомым...). Предложите ему диктовать, а вы будете записывать.

Той же цели вы достигнете, если будете записывать рассказ вашего ребенка на магнитофон. В этом случае вы сможете дать ребенку возможность прослушать себя, указать на хорошие места или ошибки в его рассказе.

Нужно ли учить ребенка читать до школы? Как сделать это так, чтобы после вашего обучения ребенка не пришлось переучивать?

Очень часто (особенно последнее время) дети приходят в школу, уже умея читать. Они выучили буквы под присмотром близких им людей и начали читать. Очень часто такие дети учились читать побуквенно. Это значит, что вначале ребенок (вслух или про себя) называет все буквы в слове, а затем складывает их в слова. Но нередко при таком чтении окружающие слышат:

Мы-а-мы-а — мама

сы-ты-о-лы — стол

я-го-ды-а — ягода и др.

Дело в том, что ребенок учил название букв, «а», «бе», «ве», а не их звуковое произношение. И про то, что написаны и напечатаны бывают буквы, а читаем и произносим мы звуки, знают далеко не все. Как этого избежать?

Играйте с детьми в словарные игры. Такие, где нужно найти одинаковые звуки, разные звуки. Эти игры расширяют кругозор ребенка, развивают его звуковой (фонетический) слух. Вот некоторые из них.

«Цепочка слов». Первый игрок называет слово: Дом. Следующий называет слово, которое начинается со звука [м]: Мяч. Далее: Черепаха — и т. д.

Если ребенку трудно, то взрослый, называя свое слово, последний звук протягивает долго. Рот-т-т.

Со временем игру можно усложнить темой: называть только имена, животных и т. д.

На примере стихотворений детских писателей («Кит и кот» и др.) искать ошибки в тексте.

«Звук заблудился». Взрослый играющий произносит слово без одного звука в середине:

те...радь — тетрадь

за..ок — замок

соб...ка — собака и т. д.

Ребенок «восстанавливает» слово.

Усложненный вариант игры: не только восстановить слово, но и назвать другое, начинающееся с «потерянного» звука.

А как ребенку объяснить, что такое звук? Приводите ему примеры, учите его слушать окружающий мир.

—Как шумит ветер? У-у-у.

—Как шуршат листья? Ш-ш-ш.

—Как поет комар? З-з-з.

—Как жужжит пчелка? Ж-ж-ж.

Тогда ему будет понятно, что и люди разговаривают, произнося звуки.

Если вы решили учить своего ребенка читать, то лучше это делать слогами-слияниями (такое название встретит вас в первом классе). Это согласный звук вместе с гласным.

Ма -мо -му -мы -ми -ме -мэ -мя

да-до-ду-ды-ди-де-дэ-дя

Что это даст? У вас не будет таких слов, как ны-о-жы — нож, кы-а-ры-а-ны-ды-а-шы — карандаши и других.

Чтобы придать какую-то систему такому обучению (да и облегчить жизнь родителям), хочется посоветовать вот что. Сейчас стало не трудно приобрести вкладыш к «Букварю» или «Азбуке». Можно купить обыкновенную «Кассу букв и слогов». В них подобраны карточки с отдельными буквами и со слогами-слияниями. Они-то и помогут вашему ребенку овладеть слоговым чтением.

Ребенок не должен сразу читать большие тексты. Ограничивайтесь вначале слогами, затем — словами, затем — 1—2 предложениями.

И только (если ваш ребенок захочет) после того, как он легко будет справляться с такими заданиями, приступайте к небольшим детским рассказам. Ведь для ребенка, который учится читать, это очень напряженная работа, хотя и интересная. Он довольно быстро устает. И если это будет повторяться изо дня в день, ему вряд ли понравится такое занятие.

Как же пробудить у ребенка интерес к чтению? Ведь сейчас очень много информации и познавательной, и развлекательной дети получают по радио и телевидению. Иногда приходится и схитрить.

Мы уже говорили о том, что маленьким детям необходимо не только рассказывать что-то, но и читать книги. Тогда они будут видеть, что в книге есть всегда что-то интересное.

Пусть у вас в доме всегда будут красивые, красочные детские книги. И даже тогда, когда ребенок еще маленький, не бойтесь с ним вместе ее посмотреть, рассказать о том, что нарисовано на картинке. Если вы будете учить ребенка аккуратно обращаться с книгой, то и оставшись с ней наедине, он не порвет ее и не растреплет.

Если ваш ребенок уже немного умеет читать, то, читая ему рассказ, сказку, оставьте немного недочитанным. Постарайтесь остановится на самом интересном месте. Тогда ваш читатель наверняка захочет узнать продолжение.

Ходите с вашим ребенком в библиотеку. Пусть он почувствует себя более взрослым, чем те его сверстники, которые не умеют читать. Ведь в библиотеке столько книг! И дают их читать только школьникам, а не малышам.

Сделайте вид, что вам некогда дочитать, а узнать, чем закончилась история, вам очень хочется. Пусть ваши сын или дочь выручат вас: дочитают и расскажут вам, что произошло дальше.

Момент любви, сочувствия к близким людям также поможет вам.

— Почитай бабушке и дедушке (младшим сестре или брату). Они плохо видят (еще не умеют читать), а послушать сказку им очень хочется.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Интересное

Сегодня, в век научно-технического прогресса и передовых медицинских технологии, большинство женщин разуверились, что могут родить ребенка собственными силами, и с легкостью перекладывают ответственность за себя и своего ребенка на плечи медиков. Вместе с тем роженица ни в коей мере не должна ощущат...

LittlHuman © 2015