О детях - мамам, папам, детям!

Зрение — это один из главных источников получения информации об окружающем мире. Совсем недавно считали, что новорожденный видит окружающие предметы вверх ногами, не различает отдельные объекты и воспринимает их как нагромождение разноцветных пятен. Однако это мнение оказалось ошибочным: малыш видит правильное расположение предметов и способен наблюдать за крупным объектом, попавшим в поле его зрения.

Большинство здоровых малышей рождаются дальнозоркими. А вот для недоношенных младенцев характерна миопия (близорукость), причем чем меньше масса тела при рождении, тем выше ее величина.
Зрение у новорожденного в 50 раз хуже (0,03 D), чем у взрослого. Однако зрение совершенствуется очень быстро: к 3 месяцам острота зрения малыша достигает 0,1 D, в 6 месяцев она уже близка к остроте зрения взрослого человека.

Новорожденный не может увидеть четкое изображение предмета, находящегося на расстоянии менее 15 см и более 1 м от его глаз. Оптимальное расстояние для восприятия новорожденным объектов составляет 25—30 см. Более далекий и более близкий объект ребенок видит нечетко либо не видит вовсе. В 2—3 месяца расстояние, на котором малыш замечает объекты, уже достигает 2—3м, а к полутора годам — 5 м.

У новорожденного простое бинокулярное зрение. Если впоследствии не появятся причины (например, увеличение века в результате отека или опухоли), которые приведут к предпочтительному (избирательному) использованию одного глаза, бинокулярное зрение ребенка будет развиваться нормально.

Новорожденный не замечает небольшую разницу в изменении цвета поверхностей, но хорошо видит объекты, характеризующиеся высоким цветовым контрастом. Черно-белые изображения, имеющие простые геометрические формы, малыш рассматривает дольше, чем сложные черно-белые или цветные рисунки.

Рефлекс фиксации (умение смотреть на объект и прослеживать взглядом его движение) является врожденным. Новорожденный может следить за объектом, передвигающимся в горизонтальной плоскости.

В 2—3 месяца малыш, разглядывая предмет, приподнимает или поворачивает голову в его сторону.

В 4—8 недель у ребенка формируется способность к вертикальному прослеживанию объекта. Совершенствуются движения глаз: из некоординированных и скачкообразных к концу 2-го месяца они постепенно становятся плавными, хотя и более медленными, чем у взрослого.

В 2 месяца внимание малыша начинают привлекать более сложные зрительные объекты. Самым интересным объектом для разглядывания становится лицо человека, особенно глаза и губы. Ребенок начинает имитировать некоторые выражения лица взрослого, а это так важно для развития коммуникативных навыков. Он внимательно смотрит взрослому в глаза: зрительный контакт стимулирует его умственное развитие.

Развитие зрительного восприятия пространства и ориентации напрямую связано со слуховым восприятием. Если у малыша имеются тяжелые нарушения зрения, он позже научится определять местонахождение источника звука.

В 3 месяца малыш начинает изучать свои руки. Сначала кроха случайно и ненадолго подносит их к глазам, затем он делает это намеренно, чтобы внимательно рассмотреть их. Таким образом ребенок учится координировать движения рук с помощью зрения. Одновременно он тянется к игрушкам, подносит их на близкое расстояние и рассматривает. В этом возрасте малыш не зажмуривается, когда сосет грудь, а время от времени прерывается, смотрит маме в глаза, улыбается и издает звуки, ведя свой первый разговор с ней.

В 3—4 месяца ребенок начинает следить за тем, что происходит вокруг него. У него должна сформироваться четкая бинокулярная фиксация объекта, косоглазие в этом возрасте считается отклонением от нормы.

К 6-му месяцу ребенок начинает с интересом разглядывать игрушки, следить за направлением падения предмета. Он уже узнает любимые игрушки и пищу.

К 7 месяцам ребенок начинает распознавать синий и желтый цвета, а к 12 месяцам — красный и зеленый.

Проверка зрения

Во время обследования ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Из комнаты, где вы будете находиться, уберите слепящие источники света.

1. Проверку бинокулярной фиксации (тест на выявление косоглазия) можно проводить с первых дней жизни.

Поместите свечку или электрический фонарик на расстоянии 30—40 см от глаз ребенка. Если светящийся объект отражается в зрачках малыша симметрично и раньше вы не замечали признаков косоглазия при рассматривании объектов, то бинокулярная фиксация у ребенка в норме. Если отражение светящегося объекта несимметрично, возможно, нарушена бинокулярная фиксация. До 6 месяцев непостоянное нарушение бинокулярной фиксации допустимо. У ребенка старше 6 месяцев такое нарушение требует соответствующего лечения.

2. Проверку прослеживающих движений глаз можно проводить с момента рождения ребенка. В качестве зрительного стимула вы можете использовать интересную для малыша игрушку или электрический фонарик.

Убедитесь, что ребенок следит взглядом за движением объекта, который вы перемещаете влево, вправо, вверх, вниз, по кругу в обоих направлениях.
Проверьте также сужение (конвергенцию) и расширение (дивергенцию) зрачка. Для этого нужно соответственно приближать свечку на расстояние 15—20 см и удалять на 60—80 см от глаз ребенка.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • следит ли ребенок за предметом глазами;
  • нет ли ограничения подвижности глазных яблок в какую-либо сторону;
  • каким образом двигаются глаза при прослеживании — плавно или прерывисто.

К 4-м месяцам у ребенка с нормальным зрением сформированы все типы прослеживающих движений, а движения глаз плавные.

3. Обследование полей зрения проводится с 6 месяцев.

Посадите ребенка себе на колени и положите перед ним игрушку. В тот момент; когда малыш будет смотреть на игрушку, бесшумно выведите из-за его головы другую игрушку. Граница поля зрения фиксируется, когда ребенок, увидев игрушку, поворачивает к ней глаза и голову.

Поля зрения должны быть одинаковыми и для правого, и для левого глаза. Они составляют: в 4 месяца — 30—40°, в 6 месяцев — 60—70°, в 8 месяцев и старше — 80—90°. О нарушении зрения можно думать, если поля зрения сужены или асимметричны.

4. Тест на выявление способности воспринимать мелкие предметы (определение остроты зрения) проводят обычно с 6 месяцев.

Сделайте из мякиша черного хлеба крошки величиной 0,5; 1,5 и 3 мм. Обследование нужно начать с самых крупных крошек величиной 3 мм. Выложите 2— 3 крошки одного размера на белую поверхность, например на лист белой бумаги. Понаблюдайте за реакцией ребенка: смотрит, хлопает по ним рукой или пытается взять пальчиками.

В 4 месяца малыш должен замечать крошки размером 1 мм, в 6 месяцев — полмиллиметра. Если ребенок не обращает внимания на мелкие крошки, возможно, у него нарушена острота зрения.

5. Тест на определение равноценной остроты зрения обоих глаз (Кавер-тест)

Сядьте за стол и посадите малыша себе на колени. Положите перед ребенком какую-нибудь очень интересную игрушку. В тот момент, когда малыш будет поглощен ее изучением, поочередно закройте глаза ребенка ладонью, не дотрагиваясь до лица.

Если у малыша нормальное зрение, он попытается отвести вашу руку или выглянуть из-за нее, так как она мешает рассматриванию игрушки. Если кроха видит одним глазом хуже, он по-прежнему будет увлечен игрушкой.

Предложенные методики проверки зрения не являются полностью объективными. Решая вопрос о том, в какой степени у ребенка нарушено зрение, не стоит целиком полагаться на полученные результаты. Они помогут только заподозрить проблемы развития зрительной системы. Если у вас возникли малейшие сомнения, немедленно обратитесь к детскому офтальмологу — специалисту, занимающемуся вопросами нарушения зрения. Чем раньше будет проведено адекватное лечение и коррекционное обучение ребенка, тем выше шансы успешно преодолеть проблемы развития зрения.

Помните, что даже небольшое снижение остроты зрения в раннем возрасте может отрицательно повлиять на формирование зрительных представлений об окружающем мире и замедлить интеллектуальное развитие ребенка.

Отклонения от нормы в развитии зрения

Конец 1-го месяца

Не следит взглядом за движениями источника света (электрический фонарик, свечка) вправо и влево.

Не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого.

Конец 2-го месяца

Не следит глазами за погремушкой.

Не имитирует мимику взрослого.

Конец 3-го месяца

Не изучает свои руки, не приближает их к глазам, не двигает пальчиками.

Не улыбается в ответ на улыбку взрослого.

Конец 5-го месяцаНе тянет руки и не берет заинтересовавшую его игрушку.Конец 6-го месяцаНе может переложить игрушку из одной руки в другую.Конец 7-го месяцаНе может стучать кубиком по столуКонец 8-го месяцаНе протягивает и не хватает двумя руками протянутые ему кубики.Конец 9-го месяцаНе стучит кубиками друг о друга.Конец 10-го месяцаНе сбрасывает игрушки со стола после показа такой игры взрослым.Конец 12-го месяца и старше

Не проявляет интерес к игрушкам (машинкам, куклам).

Не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах.

Не имитирует действия взрослого с игрушками (не ставит кубик на кубик).

Не может выложить кубики в одну линию.

Практические упражнения

1. Ваше лицо, по крайней мере в течение первых двух месяцев жизни, — самый интересный объект исследования для малыша. Поэтому как можно чаще предоставляйте ребенку возможность для его изучения. Придвигая свое лицо на расстояние 20—30 см, смотрите малышу в глаза, разговаривайте с ним, пойте ему песенки.Стройте малышу рожицы, улыбайтесь, хмурьте брови, выпятите вперед нижнюю губу, высуньте язык, побуждая его повторить ваше выражение лица. Прекратите игру ненадолго и, если вы заметите, что малыш ждет продолжения, играйте с ним дальше.

2. Когда вы заняты работой по дому, а ребенок бодрствует не оставляйте его лежать в кроватке бесцельно. Предоставьте малышу возможность обучаться самостоятельно. Нарисуйте яркими красками на круглой картонке улыбающееся лицо и подвесьте его на расстоянии, доступном для рассматривания (20—30 см). Лицо должно быть достаточно крупным. Вы можете сделать несколько таких лиц или заменить их увеличенными фотографиями близких: мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестренки.

3. Не забывайте менять положение ребенка в кроватке, перемещать его по комнате, выкладывая на диван, на пол, на кресло. Это позволит малышу составить впечатление о доме, в котором он живет, равномерно развивая поля зрения обоих глаз.

4. Натяните веревочку или установите палку на перила детской кроватки и привяжите к ним разнообразные предметы: игрушки, шарики, ленточки, полоски цветной бумаги и фольги. Только не переусердствуйте: игрушек и предметов не должно быть слишком много. Не забывайте менять их через каждые 2—3 дня. Если ребенок не обращает внимания на предметы и игрушки, соедините веревочку, на которой они подвешены, с ручкой малыша с помощью шнурка. Можно привязать к шнурку маленький колокольчик. Вскоре малыш поймет, что движения игрушек зависят от его собственных движений.

5. В первые месяцы жизни наибольший интерес для ребенка представляют простые геометрические формы черно-белого цвета. Сделайте из картона черно-белые полосатые кубы разной величины и подвесьте их над кроваткой.

6. Стена или пространство рядом с кроваткой тоже могут стать зрительными стимуляторами. Вешайте на стену яркие плакаты, контрастные коврики (сначала черно-белые), игрушки.

7. Не забывайте вместе с малышом смотреться в зеркало. После кормления подойдите с ребенком к зеркалу на расстояние 20—30 см и ласково побеседуйте с ним, глядя на его отражение. Расскажите крохе про его толстые щечки и красивые глазки, про то, какой он умный и красивый.

8. Движущиеся объекты особенно интересны младенцу. Предварительно приглушив общее освещение в комнате, медленно проведите на расстоянии 20 см от глаз ребенка яркой игрушкой или электрическим фонариком в разных направлениях — вправо, влево, вверх, вниз, по кругу.

9. Бутылочка для кормления может стать ярким зрительным стимулом. Сшейте или свяжите чехол с черно-белыми вертикальными или горизонтальными полосками и наденьте его на бутылочку Ребенок будет прослеживать взглядом бутылочку в тот момент, когда вы поднесете ее к его лицу.

10. В 3 месяца, когда малыш начинает изучать свои ручки, вкладывайте в них игрушки и предметы. Игрушки могут иметь разную форму. Они могут нести различную тактильную информацию: их поверхность может быть мягкой, бугристой, шероховатой, пупырчатой. Одновременно игрушка может издавать звуки, например пищать при надавливании или шуршать.

11. Сшейте из мягкой фланелевой ткани манжетку по руке ребенка, застегивающуюся на липучку. На такую манжетку можно прикрепить колокольчики, яркие ленточки, мордочки животных.

12. По мере взросления малыша начинайте перемещать игрушки и предметы в разные стороны, постепенно увеличивая расстояние, но не более одного метра от глаз. Учите ребенка следить взглядом за светом фонарика или свечки, лицом взрослого, источником звука.

13. Надевайте себе на шею яркие бусы, платки, шарфы, елочный дождик и, наклоняясь над малышом, предоставляйте ему возможность рассматривать и трогать их. Это позволит крохе составить впечатление о качествах этих предметов.

14. Как только ребенок научится действовать двумя руками, подвесьте над кроваткой разнообразные предметы быта: ложки, бантики, пластмассовые кружки, металлические предметы. Пусть он рассматривает и трогает их.

15. Играйте с малышом в прятки. Накройте свою голову платком и, после того как скажете ку-ку, учите ребенка стаскивать с вашей головы платок.

16. Как только ребенок сможет сидеть в кроватке или манеже, учите его кидать игрушки на пол и прослеживать их падение взглядом.

17. Для развития остроты зрения с 6 месяцев давайте ребенку смотреть на мелкие предметы. Безопаснее рассматривать изюм, крошки хлеба, печенья или мелкие макароны на контрастном темном фоне.

18. Научите малыша включать и выключать настольную лампу, нажимая пальцем на кнопку. Такая игра ему обязательно понравится.

19. На прогулке показывайте ребенку интересные объекты, чтобы накапливался и совершенствовался его зрительный опыт.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Интересное

Кости черепа становятся более твердыми. Организм младенца готовится к жизни в воздушной среде. Кожа приобретает бледно-розовый цвет. Ваш врач может сообщить вам, что малыш уже «опустился». Это значит, что его головка опускается вниз. В это время малыш занимает окончательное положение. Наиболее благо...

LittlHuman © 2015