О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Тактильные (осязательные) ощущения играют важную роль в психическом и эмоциональном развитии малыша на первом году жизни. Ребенок получает знания о своем теле от прикосновений рук матери, от воды во время купания, от одежды, от постельного белья, от игрушек и от многих других вещей. Эти ощущения помогают малышу устанавливать контакт с людьми, успокаивают или тревожат его.

Малыш реагирует на тактильные ощущения двумя способами:

  • распознает тактильные ощущения. Малыш идентифицирует прикосновения и определяет свойства поверхности (шершавое или гладкое, холодное или горячее и т. п.). Способность распознавать прикосновения помогает ребенку найти соску или бутылочку.
  • защищается. Ребенок избегает легких и неожиданных прикосновений и «уходит» от них. Такой малыш не ест многие виды пищи, позже начинает принимать твердую пищу его трудно купать и одевать.

Наблюдая за реакцией малыша на прикосновения к его телу, можно избежать дискомфорта или уменьшить его. Более внимательно следите за одеждой ребенка и постепенно знакомьте его с предметами разной текстуры. Порой родители не понимают, почему ребенок не берет в руки те или иные игрушки. А это может быть связано с небольшим тактильным опытом малыша, низкой или высокой чувствительностью.

Маленький ребенок не может сразу определить место прикосновения к своему телу. Эта способность появится у малыша только на втором году жизни.

В 3—4 месяца ребенок начинает тянуть в рот свои руки и игрушки. Примерно в 7 месяцев он с удовольствием трогает и перебирает пальчиками игрушки и материалы разной текстуры (пластмассовые, деревянные, резиновые, тряпичные и т. п.).

Показатели развития мелкой моторики ребенка первого года жизни

1 месяц
Действует хватательный рефлекс. Ладонь преимущественно закрыта.

До 2 месяцев
Производит руками хватательные движения. Протягивает руки, но не может дотянуться до предмета и схватить его.

2 месяца
Ладошки чаще слегка раскрыты. Сохраняется хватательный рефлекс.

Конец 3-го месяца
Ладонь полураскрыта. Протягивает руку к предмету, который находится в поле зрения.

3 месяца
Дотягивается и ударяет по игрушке, но не может схватить ее, промахивается.

Конец 4-го месяца
Ладошки чаще полураскрыты. Начинает играть со своими руками. Тянет игрушки в рот.

4 месяца
Стремится дотянуться до предметов, которые находятся в поле зрения. Может периодически схватывать предмет после касания. «Загребает» предмет, а не берет рукой, держит его, прижимая согнутыми пальцами к ладошке.

5 месяцев
Кисть раскрывается. Дотрагивается до игрушки, берет ее сначала одной рукой, затем другой и рассматривает.

6 месяцев
Дотягивается до предмета и схватывает его всей рукой. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Если предложить другую игрушку, он роняет первую, чтобы взять вторую. Берет предметы указательным и большим пальцами снизу.

7—8 месяцев
Хватает каждой рукой по предмету и непродолжительное время держит их. Может держать кольцо пальцами, не касаясь ладони. Хватает предметы обеими руками и непродолжительное время держит их.
Держит кольцо только пальцами.

8—9 месяцев
Когда предлагают еще одну игрушку, не роняет первую, а держит обе в руках или откладывает первую игрушку в сторону. Намеренно роняет предмет.

10 месяцев
Осваивает пинцетный захват. Может ударять предметами друг о друга, если держит их в руках.

11—12 месяцев
Захватывает маленькие предметы подушечками большого и указательного пальцев (щипковый захват).

В 6—12 месяцев малыш совершенствует приобретенные навыки. Сначала ребенок захватывает предмет всей рукой (ладонный захват), затем большим, указательным и средним пальцами и, наконец, берет его кончиком большого и указательного пальцев (пинцетный захват). Малыш начинает показывать указательным пальцем на игрушки, предметы, людей.

Отклонения в развитии мелкой моторики

Конец 3-го месяца

Не тянется полуоткрытой ручкой к предмету красного цвета, который держат перед ним.

Не разглядывает свои ручки.

Конец 5-го месяцаНе может уверенно потянуться к игрушкеКонец 6-го месяцаНе может ухватить кубик.Конец 8-го месяца Не может удержать указательным и большим пальцами пуговицу.Конец 9-го месяцаНе пытается самостоятельно пить из чашки, сдергивать шапочку с головы.Конец 12-го месяцаНе может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому

Развитию умений рук способствуют все игрушки и предметы, которые вы даете своему малышу. Сначала это могут быть подвесные, до которых можно дотянуться и коснуться, различные легкие погремушки, которые можно обхватить рукой и держать. В дальнейшем используйте игрушки и предметы разного размера и формы: манипулируя ими, ребенок тренирует свои руки.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Плацента - важнейший и абсолютно уникальный орган, который существует только во время беременности. Она обеспечивает питательными веществами растущий плод и связывает между собой два организма - мать и плод. Какие функции выполняет плацента? Во-первых, через плаценту осуществляется газообмен: кислор...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.