О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

На первом году жизни двигательное развитие ребенка идет очень быстрыми темпами. Научившись ползать и ходить, малыш становится более независимым от родителей и начинает стремительно расширять свой кругозор. А это значит, что своевременное развитие крупной моторики необходимо для интеллектуального роста ребенка.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений

Конец 1-го месяцаВ вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.Конец 2-го месяца

Не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее.

Делает несимметричные движения ручками и ножками

Конец 3-го месяцаЛежа на животе, не может удержать головку в течение 1 минуты, в вертикальном положении — полминуты.Конец 4-го месяца

Лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья.

Когда поднимают за пальцы из положении лёжа на спине, головка отклоняется назад.

Когда поддерживают в вертикальном положении под мышки, не пытается опереться на кончики ног.

Конец 5-го месяца

Самостоятельно плохо переворачивается с живота на спинку.

Неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за руки из положения лежа на спине.

Конец 6-го месяца

Лежа на животе, не может дотянуться до игрушки

Когда придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает».

Конец 7-го месяцаКогда поддерживают за руки, не пытается сесть.Конец 8-го месяца

Не умеет ползать назад.

Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.

Конец 9-го месяца

Лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и поползти вперед.

В положении сидя плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг своей оси.

Конец 10-го месяцаНе умеет ползать на четвереньках, сидеть с вытянутыми ногами, передвигаться, держась за опору.Конец 11-го месяцаНе может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого.Конец 12-го месяца

Если не опирается на руки, сидит неуверенно.

Не пытается вставать, держась за опору.

Не ходит при помощи взрослого.

Показатели развития крупной моторики ребенка первого года жизни.

Новорожденный
Не может поднять голову, лежа на спине. Тонус мышц повышен.

Конец 1 -го месяца
Поднимает голову, чтобы взглянуть на окружающие предметы. Тонус мышц повышен. Тело находится преимущественно в согнутом положении.

Конец 2-го месяца
Поднимает голову и на короткий миг удерживает ее (на высоте около 5 см над подстилкой). В положении сидя держит голову неуверенно и непродолжительное время. В положении лежа на спине энергично двигает то одной, то другой ножкой.

Конец 3-го месяца
Опираясь на руки, удерживает голову прямо дольше 1 минуты.
В вертикальном положении (на руках у мамы) голова не отклоняется назад.

Конец 4-го месяца
В положении лежа на животе поднимает голову и грудную клетку. С помощью взрослого перекатывается с живота на спину. При поддерживании под мышки опирается на кончики пальцев ног.

Конец 5-го месяца
Лежа на животе, опирается на ладони. Активно переворачивается с боку на бок и с живота на спину. При поддерживании под мышки ненадолго переносит всю массу тела на ноги.

Конец 6-го месяца
Лежа на животе, опирается на одну руку, а другой тянется к игрушке.
Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на спине, играет со своими ногами, приподняв голову. Крепко держится за пальцы при подтягивании в сидячее положение и пытается тянуться вверх, чтобы сесть. Сидит с небольшой помощью.
При поддерживании под мышки вытягивает ноги и «танцует» на носочках.

Конец 7-го месяца
Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на спине, играет со своими ногами. Может самостоятельно подтянуться, держась за пальцы взрослого, чтобы сесть. Сидит неуверенно, сильно балансирует, наклоняясь вперед. Может стоять на ногах несколько секунд, если поддержать за руки.

Конец 8-го месяца
Ползает по-пластунски (как тюлень) назад. Из положения лежа на животе пытается сесть, сгибая ноги и поворачивая туловище. В сидячем положении может удерживать равновесие. Короткое время сидит без поддержки, опираясь на руки. Пытается самостоятельно подтянуться, чтобы встать. Стоит с поддержкой.

Конец 9-го месяца
Ползает по-пластунски вперед и вокруг своей оси.
Сидит продолжительное время, хорошо удерживает равновесие. Самостоятельно встает, если придерживать за руки. Стоит на всей ступне, активно поднимает одну ногу.

Конец 10-го месяца
Ползает на четвереньках вперед и назад (пятясь). Раскачивается, стоя на четвереньках. Сидит с прямой спиной, ноги вытянуты. Хорошо сидит на стуле. Держась за мебель или прутья манежа, подтягивается вверх, чтобы встать. Стоит, если может крепко держаться. Делает первые шаговые движения на месте и в сторону.

Конец 11 -го месяца
Активно ползает на четвереньках. Хорошо сидит. Ходит боком, придерживаясь за прутья манежа и мебель. Идет вперед, когда ему подают обе руки.

Конец 12-го месяца
Уверенно сидит. Идет вперед, поддерживаемый за одну руку. Начинает самостоятельно ходить.

Умение двигаться совершенствуется и развивается в процессе роста ребенка, постепенно становясь частью его личности.

С первых дней ребенка мать помогает ему развивать способность к движению.

Очень многие матери радуются, когда их ребенок проявляет физическую активность. Они дольше купают малыша и чаще оставляют его без пеленок, чтобы он чувствовал себя свободно, дают ему подержать бутылочку при кормлении и т. д. Со временем появляются все новые умения, которые нужно поддерживать или ограничивать: ребенок уже целенаправленно тянется к предметам, берет их в рот, держа чашку неумелыми руками, большую часть ее содержимого выливает, а половина его еды оказывается на нем самом или на полу. Чаще всего мама спокойно переносит подобные проявления активности. В этом возрасте маме и малышу доставляют особенное удовольствие совместные забавы: мама держит малыша за руки, чтобы он мог подтягиваться, они вместе делают первые шаги или играют в «ладушки».

Когда ребенок приближается к годовалому возрасту, маме прибавляется хлопот. Малыш открывает для себя мир: постоянно перемещается с места на место, берет вещи, бросает их на пол. Мама, которая сама любит движение, с удовольствием принимает «непоседливость» своего чада. Но этот период труден тем, что за малышом часто очень нелегко уследить, а он еще не подозревает о поджидающих его опасностях, таких, как электрические розетки, углы стола, стеклянные предметы и др.

Иногда матери все-таки приходится ограничивать стремление ребенка к постоянному движению, например, если она не может держать его под наблюдением все время. В таких случаях помогает детский манеж или кроватка с высокими стенками.

Если мать недооценивает важность развития двигательных функций и не создает для этого необходимых условий, это может угрожать развитию ребенка.

Проводя слишком много времени в кроватке или манеже, годовалый малыш может вообще утратить интерес к движению или проявлять свою активность нездоровыми способами, например биться о что-нибудь головой или раскачиваться. При ограниченной активности ребенка может нарушиться координация движений, малыш станет нервным и импульсивным. Это может произойти и в случае болезни ребенка.

Нарушения в развитии двигательной сферы возникают и из-за отсутствия связи с матерью. Так происходит с детьми в домах ребенка, где их физическая активность не ограничивается, а координация движений тем не менее нарушается.

Для правильного развития двигательных функций необходимо, чтобы родные и друзья разделяли с ребенком удовольствие и гордость за его умения.

Ребенок будет лучше развиваться, если мама постоянно поощряет и оценивает его усилия. Ему нужна похвала, как растению — вода. Часто бывает так, что, придя в школу, дети не могут в классе сделать то, чему научились дома. Им не нравится рисовать, хотя дома они занимались этим с большим увлечением, они не хотят самостоятельно одеваться и т. д. Такие дети вовсе не упрямые или непослушные: просто им не нравится делать что-либо, если в этом не участвует мама. Чаще всего ребенок постепенно привыкает к разлуке с мамой, и его умения снова возвращаются.

Нередко взрослые не обращают внимания на нарушения в двигательной сфере у маленьких детей и приписывают их индивидуальным особенностям ребенка.

Попытки исправить такие недостатки в развитии, как правило, наиболее удачны в раннем возрасте — от трех до десяти лет. В это время для малыша еще очень важна роль родителей и то удовольствие, которые они испытывают, наблюдая за достижениями ребенка. Наступает момент, когда эти недостатки уже не могут быть исправлены, хотя это зависит от каждого конкретного случая и от общего развития ребенка.

В более старшем возрасте нарушения в двигательной сфере могут вызвать эмоциональные стрессы. С подобными проблемами необходимо обращаться к психиатру.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Родители должны позаботиться о том, чтобы их ребенок учился владеть собой. Примерно так же, как маленький ребенок заботится о своем теле и своих вещах, взрослый следит за своим здоровьем, домом и собственностью. Как первоклассник определяет свое место в семье, устанавливает взаимоотношения с учителе...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.