О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

А сейчас давайте посмотрим, почему появляются некоторые ошибки. Подумайте, не случалось ли у вас так, что школьный материал не запущен, школьник занимается регулярно, знания по каждой теме пополняются из года в год, а ошибки остаются.

Возьмем, к примеру, языки. Вот набившая многим оскомину идущая вслед за нами из начальных классов тема о безударных гласных в корне слова. Кажется, чего уж проще. Ан нет! Много неприятных минут она принесла не одному школьнику. Хотя спросите почти любого из них, и вам расскажут правило о проверке таких слов без запинки.

  • По рассеянности.
  • Не подумал.
  • Не сразу сообразил.
  • Я очень торопился.

То же самое часто случается и при написании суффиксов, приставок, окончаний. Как же помочь «не торопиться», «думать», «не быть рассеянным»?

Помогите ребенку понять, что хотя ему и нужно написать слова, перед этим нужно устно (про себя) провести мыслительную работу. Часто бывает достаточно устно выделить в слове приставку, корень, суффикс и окончание — и ошибка не поселится в тетради. Вместо положили не появится положили (нет приставки па-); не получится и положили (во-первых, нет корня — лаж-, а во-вторых, все то же проверочное ударение — положит).

Бывает, что ребенок очень импульсивен, ему хочется побыстрей приступить к выполнению работы: решение задачи — быстрее составить запись из чисел, письмо — побыстрее написать, устные предметы — быстро прочитать. В таких случаях постарайтесь научить его мысленно настраиваться на выполнение работы (если хотите, можно проводить маленький аутотренинг). Перед тем как взяться за ручку или открыть книгу, можно медленно сосчитать до трех, затем подумать о том, что предстоит сделать. Если выполняется текущее упражнение по теме — вспомнить, что делали на уроке, если обобщается какой-то раздел в учебнике — вспомнить встречавшиеся правила. О работе с книгой мы с вами уже говорили.

Не один раз уже прозвучало слово «конспект». Что же это за зверь такой, с чем его едят и как его грамотно приправляют. Попытаемся разобраться.

  • Внимательно прочитай текст. Во время чтения отмечай все непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.
  • Выпиши на поля значения отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, имена которых тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.
  • При первом чтении текста необходимо составить простой его план — последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении текста нужно отметить, как автор доказывает основные мысли своей работы.
  • Заключительный этап конспектирования состоит в перечитывании ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
  • При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.
  • При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Наверняка, отвечая на вопрос, почему он допустил ошибку, ребенок в своих объяснениях найдет причину во всем, что его окружает, кроме себя самого. В таком случае вам нужно спокойно и убедительно показать ему, что в этом виноват он сам.

Ведь смог он вчера не допустить такой ошибки, значит, и сегодня этого можно было избежать, если бы он не спешил, не отвлекался, не думал во время работы о посторонних делах.

Хорошо, если на рабочем месте вашего ученика находится записная книжка, в которую он заносит различные нужные памятки, замечания, инструкции. В данном случае там могла бы появиться запись:

  • Ни разу не отвлекайся, пока не закончишь подготовку по одному предмету.
  • Не приступай к записям до того, пока не сосредоточишься на задании, не продумаешь вопросы.

Очень помогает сконцентрировать внимание таблица ошибок. Для этого начертите таблицу в три графы:

  • ошибки по рассеянности;
  • ошибки из-за незнания материала;
  • правильные ответы.

Ну и, конечно, дата и предмет. Из этой таблицы будет видно, сколько ошибок могло бы не быть, если бы не рассеянность. А вторая графа покажет, где нужно еще поработать.

Чтобь приучить ребенка меньше отвлекаться, можно использовать еще одну таблицу-помощницу. Каждый раз при подготовке заданий нужно честно и скрупулезно отмечать, сколько раз отвлекся от выполнения работы.

Если этот этап работы дал нужный эффект (ученик стал меньше отвлекаться, пропадают ошибки из-за поспешности), настраивайте ребенка на работу без такого контроля. Покажите ребенку результат работы, в которой были допущены ошибки (тот же словарный либо математический диктант), и результат аналогичной работы, перед началом которой следует обратить внимание подростка на то, что ошибки были допущены в известном материале. Подчеркните, что результат важен и для него, и для вас — ведь работали вы вместе.

Помогает избавиться от поспешности и такая проверка. После выполнения работы ученик проверяет свою работу и исправляет найденные ошибки ручкой другого цвета. Вы проверяете эту же работу еще одним цветом. Эта тройная цветовая раскраска наглядно покажет, какие ошибки могли бы быть найдены (а то и не сделаны) самим школьником.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Кесарево сечение — извлечение плода через разрез брюшной стенки и матки — одна из древнейших хирургических операций. С кесаревым сечением связано множество легенд и мифов. Существует предание, что Гай Юлий Цезарь появился на свет с помощью операции, когда его мать, Аврелия, умерла при родах. В грече...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.