О детях - мамам, папам, детям!

Image: 
Текст: 

Отец не должен удовлетворяться ролью заместителя матери.

Одним отцам замечательно удается справляться с обязанностями по уходу за ребенком, другим — нет. Однако это не главный путь, по которому формируется его связь с ребенком. Эта связь развивается не совсем так, как в союзе мать—ребенок.

В первые месяцы жизни ребенок, как правило, не замечает разлуки с отцом. В это время удовольствие от общения с малышом зависит не от непосредственного контакта с ребенком, а от возможности присоединиться к союзу, который составляют мать и ребенок. Таким образом, отец может заботиться о них и оберегать от опасностей.

Если отец по каким-то причинам не в состоянии принять эту роль, развитие его отцовских качеств и чувств может быть поставлено под угрозу.

Женщине трудно заботиться о ребенке, если мужчина не будет оказывать ей психологическую помощь, обеспечивать ее связь с окружающим миром.

Забота о ребенке связана для матери с бесконечными мелочами, которые для большинства окружающих не имеют никакого значения. Для матери важно все: как ребенок ест или спит, болит ли у него живот, не вызывает ли раздражение новая пеленка. Обычно только отец малыша может заинтересоваться такими важными для женщины вопросами. Кроме того, матери необходима его помощь. В то время, когда она ухаживает за малышом, именно отец обеспечивает ее связь с внешним миром, рассказывая о новостях, делясь своими мыслями, советуясь. Этим мужчина обогащает внутренний мир женщины-матери и помогает ей обрести психологическое равновесие.

Как можно облегчить матери заботу о ребенке? Отец помогает ей, временно или регулярно принимая на себя заботы о малыше. Однако такая помощь будет полезна только тогда, когда отец действует как бы «от своего имени», а не просто обезличенно замещает мать. Хотя в первые месяцы жизни ребенка отец для него не так важен, будущие отношения между ними закладываются именно в этот период. После того как связь мать—ребенок достаточно укрепится, внимание малыша будет обращено на отца и на других членов семьи.

Очень большое значение для установления таких связей имеет присутствие отца и других близких при важных для младенца событиях — кормлении, общении с матерью, купании и др. Любящий отец интуитивно найдет путь для установления контактов со своим малышом.

В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом.

В этот период отец помогает ребенку овладевать новыми умениями — ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Ему уже приятно сделать что-то «специально для папы» — принести газету, подать ложку или полотенце.

В этом возрасте малыш бурно выражает свои чувства по отношению к матери, и любовь к ней чередуется со злостью и обидой. Если отец не выступает в роли «второй мамы», то его отношения с ребенком более спокойны. Это позволит ребенку в будущем сформировать гармоничные отношения с окружающими.

В раннем возрасте ребенок может испытывать удовольствие, поступая наперекор матери. Близкая, но все-таки примитивная связь младенца с матерью подразумевает любовь, которая включает в себя не только взаимное удовольствие, но и конфликты. Иногда ребенок специально не слушается мать. Время от времени дети хотят сделать больно и ощутить боль, потому что воспринимают ее как самое сильное проявление близости с любимым человеком. То же можно наблюдать и в отношениях между взрослыми. Недаром существуют пословицы «Кто кого любит, тот того и чубит» или «Милые бранятся, только тешатся».

Однако не всякий подобный поступок ребенка — проявление его любви. Если мама говорит «нет», а малышу очень хочется, если мама уходит или не хочет с ним поиграть, если она не может выполнить его желаний — это вызывает обиду и негодование. Малыш может выразить свои чувства через полное неприятие маминых запретов или просьб. Это относится даже к ситуациям, касающимся безопасности ребенка. Позже, когда малыш начинает ощущать, что мама ему снова нужна, собственные поступки переполняют его разочарованием и сожалением. Может также появиться страх, что мама сделает ему то, что он делал или желал ей.

Не отвечайте гневом на непослушание ребенка.

Пока мать остается для малыша главным человеком в жизни, он видит, что все его мстительные и злобные желания не осуществляются, и мама любит его, несмотря ни на что. Если вы спокойно (хотя бы внешне) реагируете на подобные «проявления любви» своего чада, то вскоре заметите, что ваш малыш перестанет выражать свою любовь к вам таким способом.

Конечно, ребенок по-прежнему будет чувствовать злость и разочарование оттого, что вы его «обидели», но станет сдерживать эмоции, как это делаете вы. Малыш как бы говорит себе: «Я сержусь на тебя, но не перестану тебя любить и не хочу сделать тебе больно».

Пока ребенок научится вести себя подобным образом, пройдет немало времени. Это трудный и медленный процесс, который зависит от множества факторов, но самый важный среди них — ваша связь с ребенком.

Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника.

В этот период между отцом и ребенком устанавливается качественно новая, более тесная связь. Обычно она не основывается на удовлетворении телесных потребностей малыша, как это происходит в случае связи с матерью.

Общение с отцом доставляет ребенку незнакомое ранее удовольствие. Оно также может быть прекрасным «антрактом» в постоянном времяпрепровождении с матерью.

Заниматься с ребенком дошкольного возраста во многом труднее, чем ухаживать за младенцем. Матери необходимо некоторое время для психологической и физической разгрузки, поэтому муж доставит ей большое удовольствие, если погуляет или поиграет с малышом, пока мама готовит обед или делает прическу.

Помощь мужа помогает женщине стать хорошей матерью.

Отец очень поможет матери, если оценит ее старания в глазах ребенка: «Мама приготовила великолепный обед!» или «Мне нравятся твои новые туфли. Как хорошо, что мама их купила». Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка: «Мама сказала, что уже пора спать, значит, нам нужно закончить игру». Он никогда не позволит себе воспользоваться случаем, чтобы доказать, что «папа лучше, чем мама»: «Если мама сказала, что тебе нельзя есть конфеты, то и я не могу разрешить».

Участие отца в развитии ребенка очень важно, но чтобы выполнять свою роль хорошо, нужно приложить немало усилий. Когда ребенок не слушается и капризничает, очень просто критиковать маму, преуменьшать ее старания и заботы или на несколько минут заняться малышом, чтобы показать «как надо». Очень часто отцы увлекают ребенка слишком активными играми, а потом, возбужденного, передают его заботам матери с чистой совестью. Чтобы дать выход чрезмерным эмоциям, малыш начинает капризничать и дразнить маму. Хороший отец в таком случае постарается найти другие формы развлечений, подходящие для возраста малыша.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями.

Потребности ребенка в дополнительном общении в силах удовлетворить и другие члены семьи — старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Очень часто отчим или приемный отец способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его как своего собственного. Это возможно потому, что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая. К сожалению, часто случается и обратное — родной отец не может установить контакт со своими детьми.

Роль отца в воспитании ребенка имеет и другой, не менее важный аспект — поддержка и помощь матери. С этим также может прекрасно справиться приемный отец, но для него эта задача более трудная. Если по каким-то причинам она окажется невыполнимой, психологический удар, нанесенный матери, безусловно, отразится на ребенке.

Если отец и мать поровну делят заботу о ребенке дошкольного возраста и при этом не различают материнские и отцовские функции, это может неблагоприятно сказаться на развитии ребенка.

Чаще всего у него бывает как бы «две мамы». Отец, который берет на себя функции матери, получает от ребенка и соответствующую любовь. В то же время малыш лишается возможности установить дополнительные контакты иного характера, чем связь с матерью. В будущем у него могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми: он всегда будет стремиться занять место «ребенка», то есть быть человеком, которому постоянно требуется чья-то забота.

Если у малыша было «две мамы», а в более старшем возрасте он остается с одним из родителей, у него может возникнуть ощущение, что другой родитель перестал его любить. Главная задача ребенка в этот период — научиться самостоятельно заботиться о себе. У оставшегося с мамой малыша проблем в овладении этими умениями обычно не возникает. Если ребенок находится в разлуке с матерью, приобретение подобных навыков может затормозиться.

«Двойная» материнская забота может плохо отразиться на развитии у ребенка способности заботиться о других людях.

Как мы уже говорили, ребенок часто проявляет свою любовь к маме через непослушание, мстительные желания и злость. Малыш, у которого было «две мамы», может попеременно «любить одну и не любить другую». Ребенок из семьи, где отцовские и материнские функции были правильно распределены или мама не слишком часто оставляла его на попечение «временных нянь», вынужден подавлять свои «неприятные» чувства — гнев, злость, месть, — чтобы его любовь к маме была гармоничной.

Для малыша любить «двух мам» — значит ощущать недостаток их обеих. Из-за этого ребенок обычно переполнен неприятными эмоциями. Если у малыша было «две мамы», ему трудно преодолеть конфликт между любовью и нелюбовью. Как средство его разрешения может возникнуть искушение разделить «мам» на «хорошую» и «плохую». Тогда «хорошая мама» получает всю любовь малыша, а «плохой» достается вся «нелюбовь».

Еще одно предупреждение семьям, где функции родителей смешаны: ребенок, который испытывает подобные проблемы с родителями, чаще всего не считает их духовно близкими ему людьми и предпочитает общение вне семьи.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Родители должны позаботиться о том, чтобы их ребенок учился владеть собой. Примерно так же, как маленький ребенок заботится о своем теле и своих вещах, взрослый следит за своим здоровьем, домом и собственностью. Как первоклассник определяет свое место в семье, устанавливает взаимоотношения с учителе...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.