О детях - мамам, папам, детям!

Image: 
Текст: 

Младенец познает окружающий мир через внешние раздражители.

Внимательная мать быстро замечает, что слишком громкие звуки, большое количество людей и многое другое беспокоят малыша. Некоторые раздражители воздействуют на кожу ребенка: одни из них доставляют удовольствие — например, теплая вода во время купания, другие вызывают неприятные ощущения — например, твердая и холодная поверхность стола. Если раздражителей слишком много или они очень интенсивны, ребенок устает, нервничает и капризничает. Это препятствует развитию такой функции, как способность к осмысливанию того, что малыш наблюдает. С другой стороны, также нехорошо, если раздражителей слишком мало: ребенка редко берут на руки, он не слышит голоса людей, не видит их лиц, т. е. как бы изолирован от окружающего мира.

В возрасте нескольких недель младенец может реагировать на слова матери. Для матери очень важно осознавать, что малыш перестает плакать, когда слышит звук ее голоса. Иногда родители могут перестараться, окружая младенца музыкой, картинами на стенах и другими предметами, которые, по их мнению, помогут малышу развиваться. Однако не следует забывать, что в этом возрасте основную связь ребенка с внешним миром обеспечивает мать. Игрушки станут важны для него позднее, но даже тогда они будут интересовать ребенка и помогать ему развиваться, если он сможет играть вместе с мамой.

Сначала младенец очень плохо понимает происходящее вокруг.

Любые изменения в окружающем мире беспокоят ребенка. Вполне возможно, что, впервые увидев маму с новой прической, малыш начнет плакать, не узнав ее, и успокоить его будет довольно трудно. Маме придется долго держать младенца на руках, разговаривать с ним, чтобы малыш поверил, что это все-таки его мама.

Если о ребенке заботятся несколько разных людей, то, возможно, он позже начнет разбираться в окружающем его мире, соотносить голос человека и то, как он ухаживает за ним, с конкретной личностью и т. д.

Малыш быстро начинает замечать и понимать то, что мама предпочла бы скрыть.

Например, после полугода, а иногда и раньше, ребенок начинает бояться, что мама уйдет, и замечает, как она готовится к этому. Иногда, едва увидев плащ или сумку, малыш начинает плачем и криком проявлять свой протест. Весь мир ребенка заключается в его маме, и ее уход для него — конец света. Некоторые мамы заранее подготавливают ребенка к разлуке. Если разлуки непродолжительны, то малыш вскоре начинает понимать, что «па-па» — это ненадолго и мама скоро вернется. Все это, конечно, не предотвращает беспокойства ребенка, но помогает ему научиться контролировать свои чувства. Если же мама уходит потихоньку, не попрощавшись с малышом, его беспокойство будет гораздо сильнее, а понимание происходящего вокруг затруднится. Зачем утруждать себя наблюдением за окружающим? Если мир непредсказуем, чаще всего неприятен и никто не помогает его постичь, ничто не заставит ребенка учиться воспринимать и оценивать реальность.

Если же вы постигаете окружающий мир вместе со своим ребенком, то вскоре он начинает получать удовольствие, замечая и открывая для себя новые вещи.

Родители часто недооценивают способность малыша замечать происходящее вокруг.

Как часто можно слышать «я и понятия не имела, что он слышал наш разговор», «не понимаю, откуда он может знать, куда я спрятала его мяч», «не важно, что телевизор включен, она все равно еще не понимает, что там показывают». Однако родителям надо считаться с понятливостью своих чад, хотя это и доставляет им определенные неудобства. Большинство пап и мам приветствуют такие проявления сообразительности в своем ребенке и гордятся им.

Конечно, ребенок не в состоянии понять причины всего происходящего. Иногда он хочет знать что-то такое, что может принести ему непосильную боль и разочарование. Если вы скажете, что сами не знаете, почему это происходит, ребенку будет легче. Есть случаи, когда неведение — благо.

Некоторые родители сознательно вводят детей в заблуждение, если считают, что «им еще рано это знать».

Например, когда бабушка умирает, малышу говорят, что она поехала кого-нибудь навестить. Иногда таким способом родители заставляют детей быть послушными: «Если ты не пойдешь спать, тебя унесет Баба-Яга». Естественно, в подобных случаях родители хотят добра малышу, но их слова все-таки остаются неправдой и расходятся с возможными наблюдениями ребенка. Этим ослабляется способность ребенка понимать происходящее, делать выводы из увиденного. Ведь при помощи родителей ребенок может справиться даже с самыми неприятными ощущениями, а это в любом случае лучше, чем дезориентация.

Ребенок может и вовсе перестать обращать внимание на собственные наблюдения и будет основываться на ваших неправдивых утверждениях, что неблагоприятно отразится на его развитии. Самые трудные случаи встречаются в тех семьях, где родители не умеют верно оценивать реальность и сами часто выдают желаемое за действительное.

В дошкольном возрасте интерес ребенка к окружающему миру возрастает — это период «что», «как», и «почему».

Теперь ребенку просто интересно наблюдать за происходящим вокруг. К тому же он уже гораздо меньше зависит от взрослых и может приобретать собственный опыт. Родителям доставляет немало хлопот интерес детей к вопросам пола.

Если вы не удовлетворите любознательность своего ребенка — «не знаю», «спроси у мамы», «тебе еще рано» — или вообще запретите ему говорить на определенные темы, то можете помешать развитию способности к наблюдению и пониманию окружающего мира. На каждый вопрос малыш должен получить правдивый, искренний и понятный ему ответ.

Маленькие дети не могут отличить воображаемое от реального.

Когда малыш чего-то хочет, он часто ждет, что это произойдет именно по его желанию. Воображаемые предметы или явления он склонен видеть или слышать наяву: добрую волшебницу, которая живет в шкафу, или страшного медведя у себя под кроватью. Поэтому родители должны научить ребенка наблюдать не только за внешним миром, но и за тем, что происходит в его душе. А эта задача часто наиболее трудная. Понимание самого себя придает уверенность, помогает решить, что нужно, а что не нужно делать в конкретной ситуации. Когда дети еще маленькие, то с этим заданием за них справляется мама.

Мать должна внимательно наблюдать за своим малышом.

Хорошая мама умеет замечать изменения в том, как младенец плачет, ест или двигается. Она знает, что означает его поведение: голод, боль, холод и др.

Такое внимание матери важно не только для нее самой. Ребенок, чувствуя, что мама откликается на его сигналы, начинает понимать, что они важны для нее, и сам учится распознавать свои потребности.

Если мать на любой плач ребенка отвечает кормлением, ребенок, в свою очередь, начинает отождествлять свое некомфортное состояние с голодом. Привыкнув получать еду при каждом сигнале о помощи, он сам перестает отличать боль от холода или неудобств мокрой пеленки. Такая путаница в оценке своих внутренних чувств может стать причиной проблем в дальнейшем развитии ребенка.

По мере развития ребенок начинает постигать разницу между внутренними потребностями и чувствами.

Например, полуторогодовалая девочка часто капризничала, начинала топать ногами, плакать и бросать игрушки. Однажды ее мама сказала: «Наша Катя сердится». Малышка повторила «сердится, сердится». Так путаница неподвластных ей чувств определилась для нее словом «сердится». Она узнала, что мама понимает ее, а значит, и она может понять свои ощущения. Это как бы первый шаг ребенка в наблюдении и определении собственных чувств.

Дети младшего школьного возраста, для которых совесть еще новое качество, часто считают ее голос чем-то незнакомым и неприятным и не понимают, что он исходит от них самих. Иногда они жалуются на то, что учителя и родители ругают и наказывают их, в то время как в действительности никто не укоряет их, кроме внутреннего голоса совести.

Способность различать происходящее внутри и снаружи развивается очень медленно и постепенно. Даже у старших детей она еще зависит от связи с родителями.

Когда постижение себя и внешнего мира связано с радостными ощущениями, гораздо легче избежать некоторых проблем. Например, таких, как стремление выдавать желаемое за действительное или склонность делать поспешные выводы, чтобы ослабить неприятное состояние неопределенности.

Детям свойственно замечать плохие черты у других, а не у себя.

Надо ли говорить, что этим страдают и взрослые? Очень многое зависит от того, насколько понимание истинного положения вещей ранит ребенка, угрожает его чувству собственного достоинства.

Мама сделала замечание трехлетней дочери за несобранные игрушки. Девочка некоторое время сидела тихо и выглядела обиженной, потом подошла к маме, сказала: «Но обычно я убираю за собой» — и стала собирать разбросанные куклы. В этом случае чувства ребенка были затронуты, но чувство собственного достоинства помогло ей справиться с обидой и принять замечание мамы. Если бы девочка почувствовала себя более обиженной, то, возможно, защищала бы себя стала бы искать оправдания, а игрушки, скорее всего остались бы неубранными.

Очень важное значение имеет то, как именно сделано замечание. Если оно прозвучало на повышенных тонах, сопровождалось угрозами и т. д., то, скорее всего, не будет воспринято ребенком как справедливое. Мягкие, но настойчивые слова быстрее достигнут цели.

Если родители внушают ребенку, что они всегда поступают правильно и знают, что нужно делать, а сами не выносят критики в свой адрес, то ребенок начинает вести себя так же. Если же они знают свои недостатки и признают ошибки, особенно по отношению к ребенку, то малыш, возможно, будет более объективен к себе.

Дети склонны интересоваться проявлениями насилия и жестокости.

Это касается не только просмотра боевиков и «ужастиков», но и всех других ситуаций: происшествий на улице, во дворе, историй из книг, газет и др. Эта склонность исходит из инстинктивных побуждений и желания их удовлетворить. Маленький ребенок еще не может направить этот интерес на другие, более нейтральные жизненные ситуации. Дети старшего возраста обычно переносят его на интеллектуальные занятия.

Пока ребенок научится усмирять свои агрессивные побуждения, пройдет немало времени. В этом ему особенно необходима помощь родителей.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Интересное

Как часто родители это делают: напоминают своему ребенку произнести слово «благодарю» другу, соседу либо чужому человеку? Их стремления вырастить благодарного ребенка понятны, и подобные напоминания никак не считаются оскорбительными. Однако воспитывая в ребенке благодарность как черту, необходимо н...

LittlHuman © 2015