О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Слуховая система начинает работать еще до рождения ребенка с 6-го месяца внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха — окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. В детстве ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным звуковым словарем.

Как новорожденный воспринимает человеческую речь

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Интересно, что дети предпочитают связную речь повторению произвольного набора слогов.

Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. А когда ребенок плачет, прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, может успокоить его.

Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком. Французский лингвист Жак Меллер провел интересный эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из франкоязычных семей. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрирующие частоту сосательных движений. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофонную пленку, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда дети слышали французскую речь, они сосали более энергично, а прослушивание русской речи не влияло на их поведение. Аналогичный эксперимент был проведен с младенцами, которым оба языка были незнакомы. Прослушивание русской и французской речи никак не повлияло на их поведение.

Как ребенок воспринимает звуки окружающей среды

С рождения до 12 месяцев дети по-разному реагируют на звуки окружающей среды, их громкость и высоту звучания. Услышав посторонние звуки, ребенок обычно ведет себя так:

  • внимательно прислушивается, замирает, перестает двигаться, может даже прекратить сосать, если в этот момент он ел;
  • раскрывает глаза, моргает;
  • вздрагивает, если услышал резкий и громкий звук;
  • во время сна начинает шевелиться или просыпается, если звуки громкие.

Новорожденный с нормальным слухом реагирует только на звуки, издаваемые на небольшом от него расстоянии — не более полутора метров.

В 2—3 месяца ребенок, услышав посторонний звук, либо перестает сосать, либо начинает сосать энергичнее (если в этот момент он ест), широко раскрывает глаза или смотрит в сторону хорошо знакомого взрослого. Максимальное расстояние, на котором малыш реагирует на звук, увеличивается до 2—3 м.

У двухмесячного ребенка формируется комплекс оживления: он улыбается, активно двигает ручками и ножками, когда с ним ласково разговаривают.

В 3—6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (локализовать) справа и слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. Не волнуйтесь, если реакция проявляется не сразу — некоторые дети реагируют на звук только через несколько секунд. Максимальное расстояние, на котором ребенок слышит звуки
в этом возрасте, составляет 3— 4 м.

Недоношенные и физически слабые дети, а также малыши с нарушениями в развитии могут научиться находить источник звука позже, чем сверстники.

В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать. Такая реакция характерна для пугливых детей, которые реагируют криком не только на неожиданные звуки.

В 6— 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, справа и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м а в 12 месяцев -6 м.

Проверка слуха

Все звуки, окружающие нас в повседневной жизни, имеют разную громкость и частоту звучания. В зависимости от физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными. Это звук проезжающего грузовика, стук отбойного молотка, в речи — звуки [н], [м];
  • среднечастотными. Например: звучание рояля, плач младенца, в речи — звуки [п], [г];
  • высокочастотными. Это шелест листвы, пение птиц, в речи — звуки [с], [ф], [Ц].

Когда нарушается слух, у человека снижается способность воспринимать звуки определенной частоты, в первую очередь высокочастотные звуки.

Для проведения обследования вам понадобятся:

  • три одинаковые баночки из-под фотопленки или капсулы из-под киндер-сюрприза, наполненные на одну треть крупой — манкой, гречкой горохом. Они передают звуки разной громкости: коробочка с манкой — 30—40 дБ, с гречкой — 50—60 дБ, с горохом — 70—80 дБ;
  • игрушка-пищалка. Она является высокочастотным звуковым стимулом.


Проводя обследование, строго соблюдайте правила.

1. Чтобы получить верные данные о состоянии слуха ребенка, сначала нужно воспроизвести тихие звуки, затем громкие. Звуковые сигналы надо подавать в следующей последовательности: манка > гречка > горох. Если эту последовательность нарушить, малыш, среагировавший на громкий звук, тихий звук может просто не заметить.

2. Перерыв между сигналами должен быть не менее 30 секунд. За это время угасает предыдущая реакция.

3. Ребенок не должен видеть вашу руку с баночкой, когда вы подаете звуковые сигналы.

4. Процедура обследования проводится поочередно с каждым ухом.

5. Во время обследования ребенок должен чувствовать себя комфортно, быть спокойным.

Не забывайте: реакция на звук может быть немного запоздалой, особенно если малыш родился недоношенным или физически ослаблен.

Как провести обследование?

Если ребенок не умеет сидеть, положите его на пеленальный столик. Если малыш старше 6 месяцев, можете посадить его себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие два человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь его внимание к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. В тот момент, когда малыш смотрит прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти баночкой.

До 6 месяцев ребенок должен реагировать на звук гороха и игрушки-пищалки, старше 6 месяцев — на все предложенные звуки.

Если малыш не среагировал на звучание манки и пищащей игрушки, повторите проверку через некоторое время. О снижении слуха можно думать, если результаты повторного обследования оказались отрицательными. В этом случае незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или в специализированный центр к врачу-сурдологу — специалисту по нарушениям слуха.

Отклонения от нормы в развитии слуха.

Конец 1-го месяцаУслышав неожиданный и громкий звук, малыш не вздрагивает, не моргает, не перестает сосать.Конец 2-го месяцаНе прислушивается к звону колокольчика на расстоянии полутора метров.Конец 3-го месяцаНе ищет взглядом источник звука и не поворачивает голову вправо и влево в его сторону. Не реагирует на музыкальные игрушки.Конец 5-го месяцаНе прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.Конец 6-го месяцаНе реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону говорящего человека.

Не улыбается, когда с ним разговаривают.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке.

Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет» или другой словесный запрет.

Не играет в «разговор».

Конец 10-го месяца

Не лепечет, либо лепет малыша однообразный, не эмоциональный.

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы.

Не понимает простые просьбы и обращения.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не пытается говорить.

Не реагирует на тихие звуки.

Не поворачивает голову к источнику и тихого, и громкого звука.

Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке.

Слух ребенка нужно проверять особенно тщательно в следующих случаях:

  • если родители или ближайшие родственники страдают тугоухостью;
  • если мама во время беременности перенесла краснуху, герпес, токсоплазмоз;
  • если во время родов были осложнения;
  • если ребенок перенес гипоксию, внутриутробную инфекцию;
  • если малыш родился недоношенным;
  • если ребенок перенес гемолитическую болезнь новорожденных;
  • если для лечения ребенка использовались ототоксические антибиотики (гентомицин, каномицин), приводящие к снижению слуха.

Для того чтобы понять, есть ли нарушения слуха у ребенка, большое значение имеют наблюдения родителей за особенностями слухоречевых реакций ребенка.

Практические упражнения

1. Первым и самым главным стимулятором слуха малыша является звучание
вашего голоса. Разговаривайте с ребенком во время кормления, купания и переодевания. Пойте, читайте стишки, приговаривайте, меняя интонацию.

2. Используйте звучащие и музыкальные игрушки (звоночек, погремушку, дудку, резиновые игрушки-пищалки). Не забывайте объяснять малышу, что он слышит. Меняйте направление звучания: звук может идти справа, слева, спереди и сзади.

3. Тиканье часов может успокоить капризного и беспокойного малыша.

4. Учите ребенка реагировать на собственное имя. Прежде чем взять кроху на руки, ласково позовите его по имени и только потом протягивайте к нему руки.

5. Даже новорожденные любят слушать приятную, спокойную, тихую классическую музыку. Возьмите малыша на руки и двигайтесь вместе с ним в такт музыке.

6. Сразу после рождения можно учить ребенка искать глазами источник звука. Возьмите колокольчик и поместите его в поле зрения малыша. Медленно передвигайте колокольчик в определенном направлении (влево или вправо), заставляя кроху следить взглядом за его движением. Затем позвоните в колокольчик справа или слева от ребенка, чтобы он попытался взглядом отыскать его.

7. Давайте малышу слушать разные звуки. Разнообразьте его музыкальные впечатления с помощью дудки, губной гармошки, барабана (не слишком громкого), игрушечного пианино. Не забывайте про бытовые звуки: звонки телефона, шум воды в ванне, свист чайника, лай собаки, гудок автомобиля, шуршание бумаги. Обязательно покажите ребенку источник звука и объясните ему, что это такое.

8. Привязывайте колокольчик к ручкам и ножкам малыша, чтобы, двигая ими, он слышал звуки.

9. Послушайте с ребенком радио или магнитофон. Не увлекайтесь чересчур громкими звуками.

10. Используйте мягкие игрушки (мячики, кубы и др.) с разными шумовыми наполнителями, например с колокольчиком, Подвесьте такую игрушку в детскую кроватку, чтобы, задевая игрушку ручками или ножками, малыш мог слышать ее звучание.

11. Пойте ребенку, ритмично ударяя по барабану или по пустой коробке.

12. Как только малыш научится сидеть, сделайте для него банку-бренчалку Возьмите жестяные банки из-под кофе или бутылку из-под лимонада, наполните их горохом, пшеном, пуговицами или другими предметами, издающими звуки. Ребенок будет с удовольствием стучать по ним рукой или палкой.

13. Всегда комментируйте игры: например, удары по мячику — слогами бах-бах-бах, катание паровозика — звуками у-у-у.

14. По мере взросления учите ребенка находить источники звука на различной высоте и расстоянии. Ближе к концу первого года жизни обращайте его внимание на отдаленные звуки (в соседней комнате, за дверью). Отправляйтесь на прогулки, чтобы малыш слушал разные звуки. Показывайте ему на улице лающих собак, поющих на деревьях птиц, летящий в небе самолет, проезжающую мимо машину.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Интересное

Мать должна научиться распознавать несловесные сигналы своего ребенка. Для взрослых речь — главное средство общения. Как же матери понимают своих детей, когда те еще не умеют говорить? В этом им помогает постоянное общение с ребенком и любовь к нему. Когда мама понимает, что нужно ее малышу, она дае...

LittlHuman © 2015