Родители должны позаботиться о том, чтобы их ребенок учился владеть собой.
Примерно так же, как маленький ребенок заботится о своем теле и своих вещах, взрослый следит за своим здоровьем, домом и собственностью. Как первоклассник определяет свое место в семье, устанавливает взаимоотношения с учителем и ровесниками, так и взрослый человек учится быть хорошим супругом, коллегой или родителем.
Природа заложила в человеке способность владеть собой и адаптироваться к окружающему миру. Эта способность развивается очень рано, и задача родителей — помочь ребенку ее совершенствовать. Без преувеличения можно сказать, что способность владеть собой — это фундамент развития личности.
Чувство собственного достоинства, совесть, внутренняя дисциплина направляют и определяют нашу жизнь. Они и являются стимулами умения владеть собой. Внешне это умение проявляется в речи, мимике, мышлении, способности наблюдать и способности справляться с разочарованиями.
Ничто не получается само собой.
Все то, что должен уметь взрослый человек, у новорожденного находится в зачаточном состоянии. Он не может ходить, а только машет ручками и ножками, не разговаривает, а плачет или кричит. Разве можно представить, чтобы двухмесячному младенцу стало стыдно за то, что он намочил свежую пеленку или попытался укусить маму за палец?
Между восьмым и восемнадцатым месяцем жизни малыш учится ходить, а это уже важный шаг в развитии умения владеть собой. Некоторые дети начинают ходить раньше, и это доставляет им удовольствие, другие же предпочитают двигаться поменьше. Такая разница между детьми, по крайней мере частично, связана с их врожденными склонностями. Кроме того, имеет значение физическое здоровье детей и особенности его развития.
Даже то, как ребенок учится ходить и говорить, зависит от его связи с родителями.
На развитие любых умений ребенка, в том числе и двигательных, влияет окружение малыша, его семья и условия, в которых он растет. Связь ребенка с родителями, то, как о нем заботятся, особенности отношения к нему могут затормозить или ускорить развитие того или иного умения. В исключительных случаях какое-либо умение вообще может не развиться.
Большинству из нас, однако, трудно в это поверить. Многие думают, что если ребенок начал ходить, то он уже не разучится, а малыш, начавший ходить раньше, — развит лучше, чем другие. Однако случается, что дети, которые уже ходят, из-за болезни или психологического стресса снова начинают ползать. Есть и такие малыши, которые рано научились ходить, но их движения так и остались нескоординированными.
Моторика таких детей задержалась на первоначальном этапе развития, и они не способны выполнять физические задания, требующие концентрации.
Каждое умение необходимо совершенствовать в течение нескольких лет, пока оно не достигнет полного развития, станет частью личности человека и начнет служить средством для самоконтроля.
Развитие потенциальных возможностей ребенка напрямую связано с его окружением. Бывает, что ребенок, наделенный большими способностями, может выдержать и преодолеть препятствия, которые ставит ему окружение. Очень часто случается и наоборот.
Взрослые начинают заниматься ребенком еще до того, как он научится координировать свои движения и придавать значение тому, что он видит и слышит. Поэтому самая первая задача родителей — выполнять за малыша все то, что он еще не в состоянии сделать. В эту задачу непременно входит наблюдение за развитием ребенка и помощь ему в этом. Папы и мамы должны сделать так, чтобы малыш чувствовал радость от своих успехов и ему хотелось бы идти дальше, чтобы стать более самостоятельным.
Если малыш сделал первый шаг, это не значит, что он может обойтись без помощи родителей.
Двухлетний ребенок хорошо говорит и ходит, но во время разлуки с матерью эти навыки могут быть утрачены. Иногда умеющий ходить и говорить малыш, впервые оставшись в саду без мамы, не может сказать ни слова, а то и начинает ползать. Такое поведение ребенка может оказаться полной неожиданностью и для воспитателей, и для мамы. Поэтому всем мамам следует помнить, что расставание или ослабление связи между вами и ребенком способно отразиться на его новоприобретенных умениях.
Желание чему-нибудь учиться зависит от того, насколько родители заинтересовали в этом ребенка.
Когда мы говорим о таких качествах, как чувство собственного достоинства, совесть или самодисциплина, то ответственными за их приобретение чаще всего считаем родителей. Тем не менее есть множество других факторов. Не стоит также забывать, что процесс приобретения этих качеств очень медленный и трудный. Родители и воспитатели в детском саду могут изо дня в день повторять что-нибудь вроде: «Я тысячу раз тебя просил не отнимать игрушки у других детей!» — но ребенок продолжает это делать, хотя и знает, что нельзя.
В таких ситуациях родители чаще всего сердятся, но это означает, что они просто неправильно оценивают возможности своего ребенка. В этом возрасте малыш еще не обладает развитым чувством совести и самодисциплиной. Ему необходима постоянная помощь родителей и их сопереживание.