О детях - мамам, папам, детям!

Image: 
Текст: 

Мать должна научиться распознавать несловесные сигналы своего ребенка.

Для взрослых речь — главное средство общения. Как же матери понимают своих детей, когда те еще не умеют говорить? В этом им помогает постоянное общение с ребенком и любовь к нему. Когда мама понимает, что нужно ее малышу, она дает ему об этом знать: «Я поняла тебя, я знаю, что с тобой». Вскоре и малыш начинает различать сигналы, жесты, настроение мамы. В течение долгих месяцев их общение проходит без слов.

Однако даже при полной гармонии могут наступить моменты взаимного непонимания, когда происходит что-то новое, еще неизвестное, например, ребенок заболевает. Мать не сразу понимает, в чем дело, и в отчаянии думает: «Если бы он только мог сказать, что ему нужно. Не могу дождаться, когда он заговорит. Тогда все станет намного легче». Для ребенка такая ситуация не менее драматична. Если мама не понимает, то, считай, ее и нет!

Однако когда малыш научится говорить, взаимопонимание не обязательно улучшится. Это происходит потому, что общение матери и подросшего ребенка подразумевает уже не только удовлетворение физических потребностей, но и понимание чувств и мыслей малыша. Словесное общение в этом возрасте еще не стоит для ребенка на первом месте. Вы можете увидеть это, если на некоторое время оставите малыша с другим человеком. Они не найдут взаимопонимания, даже если ребенок будет объяснять словами то, что ему нужно.

Речь может развиться только при общении с людьми.

Для малыша самым главным учителем в овладении речью является мама — то, как она использует слова и как с их помощью общается с ребенком. Ребенок всегда начинает понимать слова раньше, чем научится их выговаривать. Вы не сможете узнать, когда именно это произойдет, а поэтому начинайте разговаривать с ребенком с момента его рождения. Чем раньше вы начнете говорить с ним, тем раньше он начнет вас понимать.

Большинство мам без советов и наставлений поступают именно так. Голос матери помогает малышу лучше и быстрее узнать ее. Вскоре и сам младенец начинает разговаривать с мамой доступными ему способами. Эти «беседы» — первый шаг к тому периоду, когда в отношениях между ребенком и родителями слова начинают приобретать значение.

У мамы и малыша есть свой язык, понятный только им.

К концу первого года жизни ребенка мама обычно начинает разговаривать с ним «по-настоящему», используя слова и простые выражения, чтобы сказать малышу что-то конкретное — «привет», «мама», «папа», «кукла» и др. Щебетание младенца тоже становится более определенным, хотя чаще всего только мама может понять и объяснить, что он говорит. Как ребенок старается понять свою маму, так и она стремится догадаться, что хочет сказать ее малыш, и вознаграждает его усилия улыбкой, словом или жестом.

Иногда мама разговаривает с ребенком, как бы играя. Они издают разнообразные звуки и вместе смеются над этим. Постепенно малыш начинает так «разговаривать» сам с собой.

Для маленьких детей слова — это нечто из разряда магии.

В самом деле, ребенок говорит «мама» — и мама приходит, говорит «печенье» — и получает его. Ему кажется, что слова могут влиять на вещи и события. Так и должно быть, чтобы ребенок мог сделать себя понятным для мира, а мир понятным для себя. Большинство мам понимают важность этого и вознаграждают ребенка за желание говорить.

Дети, слова которых остаются без отклика — они не получают то, что просят, а мама не удивляется их умению говорить, — конечно, овладеют речью. Но вряд ли они будут использовать ее как средство постижения мира. А вот дети, к словам которых прислушиваются, скорее всего, будут внимательны к словам других людей, а значит, и станут считаться с ними.

Конечно, родители очень помогают ребенку, когда говорят с ним понятно и искренне. Если мама говорит: «Я ухожу, но приду очень быстро», ребенок должен понимать, что так будет на самом деле. Чем больше есть тем для разговора, тем сильнее дети хотят научиться новым словам и использовать их.

Взрослые должны приучить ребенка выражать свои чувства словами.

Родители обычно понимают, как важны слова для контроля над чувствами. К тому же дети, которые могут назвать словами свои ощущения (особенно это касается неприятных ощущений), часто не нуждаются в том, чтобы их демонстрировать. Ребенок может просто сказать «я сердитый» или «папа плохой», а не разбрасывать игрушки и кусать папу за руку.

В отдельных случаях неспособность ребенка выражать свои неприятные чувства словами может препятствовать развитию речи в целом.

Не стоит ограничивать интерес ребенка к познанию слов. В некоторых семьях родители не любят затрагивать определенные темы и не хотят, чтобы об этом говорили их дети.

Дети быстро начинают понимать это и стараются не задавать лишних вопросов. Однако в таком случае они лишены возможности использовать слова, а значит, и познавать те явления, на которые родители наложили «запрет». В некоторых семьях стараются не говорить о таких чувствах, как страх, печаль и злость. Чаще всего родители избегают затрагивать при ребенке проблемы смерти, секса, болезней и финансов.

Замечено, однако, что ребенку, который потерял одного из родителей, легче перенести его смерть, если он знает, что случилось на самом деле. Точно так же родители, с которыми в детстве говорили о смерти, не избегают этой темы в общении со своими детьми.

Не забывайте, что ребенок все равно когда-нибудь столкнется с проблемами, которые вы от него пока скрываете. Если вы не объясните ему, как с ними справиться, в будущем он может пострадать от своего неведения, и вы будете тому главной причиной.

Следует помнить, что даже помощь родителей в овладении речью еще не гарантирует, что малыш будет говорить быстро и хорошо.

Это так же не означает, что все проблемы ребенка в овладении речью связаны с неправильным поведением его родителей. Большую роль играют физиологические и психологические особенности развития малыша. Одни дети начинают говорить раньше, другие позже. Некоторых детей так занимает возможность самостоятельно ходить, что они как бы оставляют слова «на потом».

Если овладение речью у ребенка задержалось из-за эмоциональных проблем, необходимо обратиться к психологу.

Речь дошкольника становится более богатой и понятной.

Этому очень помогает общение с посторонними людьми, а тут уж не обойтись без помощи слов. Расширяется представление ребенка об окружающем мире. В этом возрасте дети уже не наделяют слова магической силой. Ребенок относится к ним как к умению, к способу самовыражения, а любое умение имеет свои реальные ограничения. Кроме того, никто из взрослых уже не удивляется, что мальчик или девочка этого возраста умеют разговаривать. Однако надо заметить, что дети с трудом привыкают к тому, что от одного их желания ничего не происходит.

Овладение речью окончательно закрепляется у детей младшего школьного возраста.

Хотя детям еще нужна помощь и поддержка родителей, они уже осознают преимущества использования слов: могут общаться с другими людьми, самостоятельно мыслить, а также контролировать свои чувства настолько, чтобы знать, когда их нужно держать в себе, а когда можно проявить по отношению к окружающим.

В этом возрасте детей уже интересует язык как таковой. Им нравится узнавать новые слова, их значения и использовать их в различных ситуациях. Речь младших школьников становится более беглой и гладкой. Обычно в этом возрасте проявляется интерес к изучению иностранных языков.

Если ребенок овладевает речью не в результате связи в родителями, то его речь отстранена от эмоций и не позволяет ему понимать и контролировать свои ощущения.

Дети могут научиться говорить от своих ровесников или вместе с ними, когда посещают детский сад. Но в этом случае речь используется как одежда, которую мы меняем в зависимости от ситуации. Она не становится частью ребенка. Вот почему так неоценимо важна роль матери.

Иногда у детей может быть два «языка»: «домашний» — для общения в семье и «официальный» — для общения вне дома. Так бывает с детьми, которые дома говорят на одном языке, чаще всего на родном, а в школе или детском саду — на другом. До определенной степени такое разделение даже полезно, но оно может вызвать и некоторые трудности, потому что «раздваивает» жизнь ребенка, противопоставляя дом и семью всему остальному.

Дети разговаривают так, как разговаривают в их семье.

Если в доме звучат бранные слова, их будут употреблять и дети, даже если родители это запрещают.

Иногда ребенок «приносит» эти слова с улицы, из школы, детского сада. Чаще всего дети просто хотят узнать у родителей, что на самом деле они означают. Папам и мамам следует спокойно объяснить ребенку, почему не нужно говорить такие слова, и заметить, что они сами никогда их не употребляют. Если вы разозлитесь на ребенка за то, что он произносит ругательства, накажете его, то вполне возможно, что в будущем он специально будет говорить так назло вам.

Слышащие дети глухонемых родителей обычно овладевают речью.

Конечно, для них этот процесс более трудный. Дети и родители, независимо от того, кто из них глухонемой, общаются при помощи языка жестов. Это образный язык, и для развития личности он так же важен и пригоден, как и язык слов.

Однако у глухонемых детей есть определенные проблемы в развитии. Они должны выполнить очень трудное задание — научиться разговорному языку, не слыша его. Большинство из них неплохо с этим справляется. Слышащие дети глухонемых родителей учатся языку от окружающих их людей. Таких детей отличает необычная эмоциональная отзывчивость на несловесные сигналы, возникающая в результате их общения с родителями.
 

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

А теперь поговорим о важнейших минеральных веществах - макро- и микро-элементах, которые необходимы для нормального течения беременности и развития плода. Основными макроэлементами являются кальций, фосфор и магний. Кальций присутствует в организме человека в небольших количествах — около 20 г на 1...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.