Image:
Текст:
Если Ваш ребенок оказался из тех, кто начинает поздно говорить, то как определить, когда нужна помощь? Какой возраст является нормой при развитии речевых навыков?
«Мама, папа» — это первые слова, которые произносят дети, и именно они превращают обычный день в незабываемый для родителей. Но порой бывает, что дальше нескольких слов ребенок не продвигается, и замирает на этом уровне на несколько лет.
Родители начинают беспокоиться, а если еще в семье есть старшие дети, которые в таком же возрасте уже спокойно говорили предложения из 2-3 слов, то родители переходят уже на стадию паники.
Но, по словам специалистов, им не о чем волноваться, поскольку каждый ребенок выбирает свой темп развития речевых навыков. Одни дети быстрее начинают разговаривать, другие же не спешат с этим. Это такой же индивидуальный процесс, как и первые самостоятельные шаги малышей.
Но не стоит забывать, что около 15-25% всех малышей имеют разные коммуникабельные расстройства. Также, наблюдается тенденция, что мальчики начинают говорить позже девочек.
Нормой считается, если ребенок в 12 месяцев произносит 2 слова: «мама» и «дай». Также, они должны слушаться и выполнять самые простые просьбы: принеси, подай…
Диагноз «поздно говорящий ребенок» эксперты применяют к деткам, которые в возрасте 18-20 месяцев произносят менее 10 слов, а в возрасте 21-30 месяцев — менее 50.
Американская Академия Педиатрии разработала ориентировочную последовательность развития деток первых пяти лет жизни:
• К концу 2-го года малыши должны говорить предложения из 2-3 слов. Также, выполнять простые инструкции и повторять слова, которые они услышали в беседе;
• В трехлетнем возрасте детки должны выполнять инструкции, состоящие из 2-3 последовательных действий, узнавать и идентифицировать практически все популярные объекты и изображения, а также понимать все, что им говорят. Что касается речевых навыков, то дети должны говорить относительно хорошо, чтобы их понимали уже и за пределами семьи;
• В конце четвертого года ребенок уже должен задавать абстрактные вопросы (почему?). Также, этот возраст характеризуется осваиванием грамматики, поскольку дети слышат ее везде. Хотя дети должны говорить уже ясно в 4 года, но допускается неправильное произношение звуков, но это не повод для волнения;
• К концу пятого года дети должны уметь уже пересказывать историю своими словами, и строить предложения как минимум из 5 слов.
Некоторые дети отстают в развитии речевых навыков, но они очень четко понимают, что им говорят и следуют инструкциям взрослых. Эта ситуация не должна вызывать беспокойство родителей. Намного хуже обстоят дела с детками, которые не говорят и не понимают, что им говорят. Эту ситуацию уже можно квалифицировать как задержку в развитии.
Важно не пропустить.
По данным американских педиатров с каждым годом увеличивается число деток, которые начинают говорить позже. По их словам, это связано в первую очередь с хроническими ушными инфекциями, которые влияют на слух и речевые навыки. Чем больше дети проводят времени в компании других деток, тем больше они подвергаются риску заразиться такими инфекциями. Этот вопрос является актуальным, поскольку именно в дошкольном возрасте развиваются речевые навыки.
Хотя многие дети и генетически предрасположены к тому, что речь развивается позже, не стоит забывать и о факторах окружающей среды, которые также могут повлиять на позднее развитие речевых навыков.
Этапы развития.
Хотя многие дети развиваются по разному временному графику, но есть основные этапы развития, которые характерны для всех деток:
• Большинство детей начинают гулить и произносить первые слоги на первом году жизни. В этом возрасте они также должны произносить уже все согласные звуки;
• Далее детки начинают имитировать звуки взрослых, которые они слышат чаще всего. Появляются слова «мама», «папа»;
• Не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит звуки «л», «р», «с». Способность правильно произносить их разовьется со временем.
Консультации.
Если же Вас беспокоит то, что у ребенка плохо развиваются речевые навыки, обратитесь к Вашему педиатру или логопеду. Логопед протестирует и проанализирует речевые возможности малыша, и разработает индивидуальную схему по развитию речевых навыков.
Если же у ребенка наблюдаются проблемы со слухом — необходимо обратиться к отоларингологу.
Насколько важно своевременное вмешательство?
Детки, начинающие поздно говорить чаще всего имеют языковые проблемы, которые в будущем могут повлиять на успехи в школе. Именно языковые навыки являются основой во всех академических областях, включая чтение, письмо и математику. Это своего рода фундамент, на котором будет строиться все будущее обучение. Это как построить дом, не заложив прочного фундамента.
По исследованиям американских специалистов, дети которые начинают поздно разговаривать, в начальных классах немного отстают от сверстников в чтении, и их словарный запас намного беден.
Развитие речи у детей.
Для развития речи у детей, Вы можете использовать следующие методики:
• Разговаривайте со своим ребенком в течение дня: когда вы его купаете, меняете подгузник, кормите. Привлеките внимание ребенка, а потом рассказывайте все, что вы делаете. Например, «смотри малыш, мы открываем холодильник и достаем оттуда твою еду»;
• Во время беседы со своим малышом, используйте простые слова и короткие предложения;
• Пойте и читайте детям с самого раннего возраста;
• Стимулируйте речь во время игр.