Ребенок имеет право на гневные протесты в свою защиту.
Если вы уважаете в ребенке личность, то он вполне может справиться со своей агрессией. Очень ранимы маленькие дети, которые борются за то, чтобы принадлежать самим себе в физическом смысле, и подростки, которым необходимо, чтобы родители признали их независимость в поступках и мнениях. Они неустанно выражают свой протест и часто отвергают все, что предлагают им родители. Однако дети другого возраста также болезненно реагируют, если их желания и мнения не принимаются во внимание. Это не значит, что родители, уважающие своих детей, никогда не говорят им «нет». Уважение должно быть взаимным. Родители тоже имеют право оберегать себя от агрессивных проявлений своих детей.
Если ребенку не запрещают защищать себя перед родителями, то он учится отстаивать свои права и перед другими людьми, и в других ситуациях.
Без помощи родителей ребенку очень трудно научиться «самообороне» в обществе. Он может просто опустить руки или принять роль жертвы. Случается и обратное — ребенок дает выход своей слепой злобе, обижает младших или более слабых. Такой ребенок может ударить другого малыша за то, что тот попытался забрать его игрушку (нормальной реакцией были бы слова «это моя»).
Агрессия служит не только средством защиты, но и методом достижения удовольствия.
Удовольствий, к которым мы стремимся, невозможно добиться, не прилагая усилий. Обычно необходимо преодолеть какие-нибудь препятствия, а для ребенка таким препятствием чаще всего оказываются родители. Родителям нравится, если ребенок находит удовольствие в разнообразных занятиях и стремится достичь своей цели, не останавливаясь перед трудностями. Однако родители не видят ничего хорошего в том, что ребенок идет к ней «напролом», невзирая на обстоятельства, людей и собственную безопасность. Если малыш крушит все на своем пути, чтобы добраться до коробки с печеньем, родители, конечно, вмешаются. Реакцию ребенка тоже нетрудно предугадать: он разозлится и проявит свою злость всеми доступными ему способами — плачем, криком, скрежетанием зубами, топаньем и т. д.
Ребенок дошкольного возраста также старается удовлетворить свои желания, проявляя агрессию. Ему нужно везде быть первым и «самым-самым», поэтому он часто расталкивает других, чтобы вырваться вперед, жульничает в игре, чтобы победить, и приуменьшает достоинства других, чтобы самому выглядеть лучше: «Я умею играть в футбол, а ты не можешь даже мяч отбить».
Если родители слишком ограничивают проявления агрессии ребенка, он не научится ее контролировать.
Например, ребенок может опустить руки при первом же препятствии: «Я не могу это сделать», «Сделай это за меня, мне слишком трудно».
Однако многие родители находят способ, как справиться с такими проблемами. Так, если ребенок жульничает во время игры, не стоит выказывать свою злость, наказывать его и угрожать, что больше никогда не будете с ним играть. В таком случае лучше всего сказать: «Я тоже не люблю проигрывать, но все равно соблюдаю правила. Это трудно, но ты научишься и будешь играть так, что не придется обманывать». Если ребенок проиграл, но играл честно, нужно похвалить его усилия и показать, что он сделал не так.
В какой-то мере агрессия необходима для развития личности ребенка.
Когда ребенок учится ходить, то зачастую он ничего не замечает на своем пути. Научившись говорить, использует речь для выражения злости, обиды, разочарования: дети часто говорят неприятные вещи, оскорбляют, угрожают. Способность к наблюдению и мышлению у детей подразумевает некоторую долю агрессии.
Дети упрямо постигают и открывают для себя мир. Их глаза и уши «направлены» на слабости и недостатки взрослых и при случае они обязательно о них упомянут. Детям неизвестно чувство такта.
Агрессивные инстинкты далеко не всегда приносят пользу развитию ребенка и дают позитивный результат. Очень часто агрессия сопровождается исключительно разрушительными действиями, что создает ей плохую славу.
Агрессия со знаком минус служит не одним из признаков любви (как в союзе мать — ребенок), а подпитывается гневом и выражается в нападках на людей и крушении предметов. Подобная агрессия плохо влияет на развитие ребенка. Например, есть дети, которые занимаются спортом только для того, чтобы толкаться, постоянно атаковать или быть неоспоримым лидером. Агрессия в данном случае направлена не на достижение лучших результатов. Точно так же речь и наблюдение могут быть использованы для разрушительных целей: высмеивания чужих недостатков, слабостей, выведывания чужих секретов.
Иногда разрушительная агрессия направлена против самого ребенка, против его «я». Проявления этого могут быть как физические (например, склонность к самоубийству), так и психологические (чрезмерная самокритика, чувство вины, низкое чувство собственного достоинства и т. д.). Влияние такой агрессии на личность становится очевидным, когда она затрагивает удовлетворение потребностей или касается безопасности ребенка (дети рвут на себе волосы, ударяются головой, грызут ногти или раздирают тело до крови).
Агрессия со знаком минус может лишить ребенка жизненной активности и инициативы, привести к отчаянию или тоске, препятствовать хорошему самочувствию и получению удовольствий.
Пока между членами семьи сохраняются хорошие отношения и родители исправляют ошибки в его воспитании — ребенок идет в своем развитии вперед.
Что может быть причиной проявления разрушительной агрессии? Есть много факторов в самом ребенке и в его окружении, которые этому способствуют. К ним принадлежит недостаточное влияние союза родители — ребенок. Это может означать, что связь нередко прерывалась из-за временных разлук или эмоционального разлада; родителей часто заменяли «временные няни», ребенок ощущал недостаток родительской любви.
Причиной также может быть болезнь, продолжительное лечение, врожденные недостатки в физическом или психическом развитии.
Такие трудности встречаются и в случае хороших взаимоотношений в семье, если родители не позволяют ребенку давать выход своим агрессивным чувствам и поэтому не дают малышу возможности научиться справляться со своей агрессией. «Ты никогда не должен сердиться на родителей», — часто слышит ребенок. Родители могут провоцировать ребенка на выражение агрессии, например, надолго оставляя его в кроватке или манеже или ограничивая его независимость, полностью принимая на себя все заботы.
Ошибки совершают все родители, однако те, кто способен их замечать и исправлять, добиваются больших успехов в воспитании детей.
Очень хорошо, если агрессия ребенка будет направлена на выполнение физических или интеллектуальных заданий.
Однако и это приносит пользу только в том случае, если ребенку позволяют выражать свои агрессивные чувства по отношению к родителям. Ведь человек может справиться с собственной злостью, если знает, чем она вызвана и на кого направлена. Если вы запретите детям проявлять свое недовольство, это не поможет им научиться контролировать свои чувства и владеть ими.
Сознательно или несознательно родители хотят, чтобы ребенок всегда их любил, да и малыш с удовольствием переносит свою злость с любимых людей на менее важные для него «жертвы». Так, папы и мамы склонны думать, что ребенок злится на своего новорожденного брата, а не на них. А ведь ребенок понимает, что его брат появился по желанию родителей. Поэтому он предпочитает злиться на брата, чтобы не навредить взаимоотношениям с родителями, уже пострадавшим от появления младшего.
Не имеющая выхода злость на родителей часто проявляется в жестоком отношении к животным или отражается на контактах ребенка с окружающим миром.
Злость вашего ребенка не всегда будет выражаться в форме агрессии.
Типичные для малыша вспышки гнева проявляются в кратковременном агрессивном поведении. Но ребенок быстро научится справляться с ними, когда сможет называть свои чувства словами. Если малыш подобным образом проявляет свою злость, то после каждого такого случая он чувствует себя опустошенным, плачет и его нужно долго успокаивать. Обычно так бывает, когда ребенок долго сдерживал свои неприятные ощущения, пока они не возобладали над ним. Нужно приучить его распознавать ситуации, которые вызывают подобные чувства, и выражать свою злость «порциями», не допуская ее скопления.
Если ребенок чувствует недостаток внимания с вашей стороны, он может плохо вести себя, чтобы вернуть вашу любовь.
Иногда это происходит, если родители переживают депрессию или сталкиваются с серьезными проблемами в жизни. Но бывает и так, что мама настолько поглощена разговором по телефону, что, кажется, и не подозревает о существовании своего малыша. Однако большинство матерей способно поддерживать контакт с ребенком в любое время: просто нужно знать, чем занимается ваш малыш, помочь ему, если это необходимо, поддержать его улыбкой или просто кивком головы.
Если ребенок капризничает только для того, чтобы обратить на себя ваше внимание, это означает, что он не рассчитывает на вашу помощь. Это сигнал того, что вы переоцениваете возможности ребенка и не оказываете ему должного внимания.
Из вполне приличной семьи может выйти человек с преступными наклонностями.
Если злость ребенка на родителей не находит выхода, он может компенсировать это состояние полным неприятием того, что говорят и чему учат папа и мама. В таком случае своим непослушанием ребенок хочет обидеть родителей.
Так может случиться в семье, где родители столкнулись со многими трудностями, проблемами, трагедиями и т. д. Часто они стараются сделать жизнь ребенка более легкой, ничего от него не требуют, прощают все его проступки.
Нередко родители не могут воздействовать на ребенка из-за недостаточно крепкой связи между ними. Это приводит к тому, что ребенок попадает под «дурное влияние».
Дети, страдающие комплексом вины, иногда специально делают то, что им запрещено, — крадут вещи, играют со спичками и т. д. Обычно их быстро выводят на «чистую воду». Таким необычным для нас, взрослых, способом дети борются с требованиями своей новоприобретенной совести. Этот внутренний голос самокритики они стараются заглушить, провоцируя окружающих к наказаниям. Обычно дети справляются с такими проблемами, когда больше узнают о себе и окружающем мире.
То, как ребенок справляется с агрессией, зависит не только от родителей.
Конечно, родители помогают делать первые шаги в жизни и дают первые уроки самодисциплины. Однако формирование внутреннего контроля, поиск собственных способов выражения агрессии, приспособление своих ценностей и норм к постоянно меняющимся требованиям жизни — это задания, которые мы учимся выполнять в течение всей жизни. Успех зависит от множества факторов и требует от нас постоянных усилий.
В процессе развития некоторые трудности, связанные с агрессией, проходят, другие сохраняются или даже усиливаются. Обычно помощь психолога помогает справиться с такими проблемами в том случае, если в семье была крепкая связь между родителями и ребенком.