Как же правильно организовать работу школьника с учебником? Практически единственным способом работы в начальных классах по учебнику был «выучи — ответь». По инерции его пытаются перенести с собой в старшие классы. Младшие школьники учили почти дословно: чем ближе к тексту, тем лучше. И вдруг сейчас оказывается, что дословный пересказ говорит о непонимании текста.
Просто запоминая материал, школьник не учится самостоятельно перерабатывать информацию. Он механически запоминает текст и при пересказе не может продолжать дальше, как при чтении стихотворения, если запнулся на слове.
Нужно стараться, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Возьмите за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова, выражения. Это поможет не только лучшему пониманию текста, но и лучшему его запоминанию. Так что, уважаемые взрослые, спрашивайте у своих детей, все ли им понятно.
Работа с учебником занимает много времени. Как же сделать так, чтобы все было понятно и времени затрачено поменьше — и овцы целы, и волки сыты?
Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.
При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.
Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)
Не забывайте, что наша память крепче держит нужную информацию, особенно если мы не только читаем про себя, но и проговариваем, делаем пометки, кратко конспектируем. Так, если взять за правило читать с карандашом в руках, то результат будет значительно эффективнее. Особенно полезно было бы по разным предметам завести отдельные тетради и выписывать туда в виде цитат, обобщений различные замечания по темам, параграфам. Не повредит, если туда попадут записи из дополнительной литературы.
Сократ считал, что вопросы побуждают к поиску истины, поэтому старайтесь по ходу чтения ставить вопросы по тексту.
Не надейтесь, что вопросы сами сразу станут «приходить к вам в голову». Их нужно приучить к этому. Для этого поначалу придется сдерживать скорость своего чтения, чтобы успеть осмыслить вопросы:
- О чем говорится?
- Что об этом говорят?
- Почему это происходит?
- Что из этого получится?
- Зачем это делается?
- Что уже об этом известно?
- Что общего с тем, что я уже знаю?
- Где, когда и как это применяется?
При чтении не бойтесь «побеседовать» с автором. Встречаясь с новыми сведениями, вспоминайте, что уже было известно; прочитав часть информации, попробуйте сделать вывод сами, сравнив то, что получилось у вас, и то, что в учебнике.
Вспомните, сколько труда было вложено в начальной школе в то, чтобы научиться составлять план рассказа — подробный и сжатый. А перешли в среднее, а там и в старшее звено, и про план, в лучшем случае, вспоминаем при работе над сочинением или изложением. А ведь каждый пункт плана — это коротко сформулированное основное содержание части текста. Так что, составив план, вы выловите из текста всю информацию. Тогда меньше шансов, что часть прочитанного останется вне сознания и памяти. Посмотрите на составление плана еще и с другой стороны: план помогает понять и запомнить текст, но он также гарантия того, что текст уже понят — нельзя же выбрать основное из текста, не выделив это основное.
Не менее важно составление таблиц, чертежей, схем. В них заносится содержание прочитанного. Особенно удобно это при изучении истории, биологии, языков, географии.
Еще одним важным приемом работы над текстом должно стать чтение, при котором вы представляете себе прочитанное в образах и красках. Так, если вам удастся научиться оживлять картины природы, исторические события, литературных героев, — считайте, что вы уже получили вознаграждение за свой труд. (Пока выработается стойкая привычка к такому чтению, пройдет время. Быстрота чтения, конечно, в этот момент будет ниже обычной.) Ведь содержание в этом случае запоминается легче и держится в памяти дольше.
Ну а теперь давайте перейдем к сортировке текста. Что это такое? Это деление текста на части по степени их важности. Вы никогда не ловили себя на мысли, что что-то вы читаете внимательно, вдумчиво, а что-то просто пробегаете глазами? Это и есть сортировка: вы словно впитываете в себя основные положения в тексте, а с менее значимой частью просто знакомитесь.
Этому нужно научить и детей. Основные, главные положения текста заучивают почти наизусть, а поясняющий их текст запоминают и пересказывают своими словами. Такое запоминание поможет отделить много пояснительного текста, заучивать наизусть который совсем не обязательно.
Итак, если ваш ученик проделал такую работу с текстом, то он не только ознакомился с ним, но и запомнил. И переход к непосредственному запоминанию уже облегчен. Как он будет это делать, зависит от его выбора: ответы на вопросы после текста, пересказ по плану...
На этом этапе работы можно подключить знания, полученные из других источников: художественная литература, кино — и видеофильмы, материал по другим предметам, программы радио, кружковая работа, газеты.
Немногие из учеников регулярно обращаются к газете. Еще меньше тех, кто читает ее грамотно. На что обратить внимание, беря в руки газету, как отобрать в ней нужный для себя материал? Может быть, вам поможет эта небольшая памятка.
- Читай газету каждый день. Здесь ты сможешь найти сведения о важных и интересных событиях происходящих в данный момент в мире.
- Обрати внимание на так называемую «передовицу» — статья на первой странице газеты. Обычно в ней описывают основные события дня.
- Чтобы не заблудиться в статьях, вначале просмотри их заголовки, а потом определи и прочитай те из них, которые тебя заинтересовали.
- Обдумай каждую прочитанную статью. Определи ее смысл.
- При необходимости пользуйся справочниками, картой.
А сейчас давайте попробуем составить памятку по работе с любой книгой (а не только с учебником).
- Не пропускай заголовок.
Подумай:
а)о чем пойдет речь в тексте;
б)что тебе уже об этом известно;
в)поставь вопросы к тексту и ответь на них;
г)переходи к чтению, во время которого обрати внимание на правильность своих предварительных ответов.
- Не отказывайся от «разговора» с автором:
а)во время чтения задавай вопросы по тексту, попробуй предугадать ход дальнейших событий;
б)контролируй свои предположения по ходу чтения;
в)если ты не смог сам ответить на поставленные к тексту вопросы, ищи ответ в тексте;
г)если случилось так, что текст тоже не отвечает на вопрос, ищи ответ в других источниках.
- Не оставляй непонятных мест:
а)если в тексте ты столкнулся с непонятным словом или выражением, обязательно найди их значение;
б)если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.
- Отбирай главное:
а)по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого:
—выделяй главное и второстепенное;
—находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;
—при возможности составь схему или таблицу.
- Постарайся зрительно представить себе то, о чем читаешь.
- Запомни нужный материал:
а)перескажи текст по плану (если составлял);
б)ответь на вопросы к заданной теме. Проверь себя.
Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему конспекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли ты рассказал.