О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Как же правильно организовать работу школьника с учебником? Практически единственным способом работы в начальных классах по учебнику был «выучи — ответь». По инерции его пытаются перенести с собой в старшие классы. Младшие школьники учили почти дословно: чем ближе к тексту, тем лучше. И вдруг сейчас оказывается, что дословный пересказ говорит о непонимании текста.

Просто запоминая материал, школьник не учится самостоятельно перерабатывать информацию. Он механически запоминает текст и при пересказе не может продолжать дальше, как при чтении стихотворения, если запнулся на слове.

Нужно стараться, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Возьмите за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова, выражения. Это поможет не только лучшему пониманию текста, но и лучшему его запоминанию. Так что, уважаемые взрослые, спрашивайте у своих детей, все ли им понятно.

Работа с учебником занимает много времени. Как же сделать так, чтобы все было понятно и времени затрачено поменьше — и овцы целы, и волки сыты?

Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.

При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.

Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)

Не забывайте, что наша память крепче держит нужную информацию, особенно если мы не только читаем про себя, но и проговариваем, делаем пометки, кратко конспектируем. Так, если взять за правило читать с карандашом в руках, то результат будет значительно эффективнее. Особенно полезно было бы по разным предметам завести отдельные тетради и выписывать туда в виде цитат, обобщений различные замечания по темам, параграфам. Не повредит, если туда попадут записи из дополнительной литературы.

Сократ считал, что вопросы побуждают к поиску истины, поэтому старайтесь по ходу чтения ставить вопросы по тексту.

Не надейтесь, что вопросы сами сразу станут «приходить к вам в голову». Их нужно приучить к этому. Для этого поначалу придется сдерживать скорость своего чтения, чтобы успеть осмыслить вопросы:

  • О чем говорится?
  • Что об этом говорят?
  • Почему это происходит?
  • Что из этого получится?
  • Зачем это делается?
  • Что уже об этом известно?
  • Что общего с тем, что я уже знаю?
  • Где, когда и как это применяется?

При чтении не бойтесь «побеседовать» с автором. Встречаясь с новыми сведениями, вспоминайте, что уже было известно; прочитав часть информации, попробуйте сделать вывод сами, сравнив то, что получилось у вас, и то, что в учебнике.

Вспомните, сколько труда было вложено в начальной школе в то, чтобы научиться составлять план рассказа — подробный и сжатый. А перешли в среднее, а там и в старшее звено, и про план, в лучшем случае, вспоминаем при работе над сочинением или изложением. А ведь каждый пункт плана — это коротко сформулированное основное содержание части текста. Так что, составив план, вы выловите из текста всю информацию. Тогда меньше шансов, что часть прочитанного останется вне сознания и памяти. Посмотрите на составление плана еще и с другой стороны: план помогает понять и запомнить текст, но он также гарантия того, что текст уже понят — нельзя же выбрать основное из текста, не выделив это основное.

Не менее важно составление таблиц, чертежей, схем. В них заносится содержание прочитанного. Особенно удобно это при изучении истории, биологии, языков, географии.

Еще одним важным приемом работы над текстом должно стать чтение, при котором вы представляете себе прочитанное в образах и красках. Так, если вам удастся научиться оживлять картины природы, исторические события, литературных героев, — считайте, что вы уже получили вознаграждение за свой труд. (Пока выработается стойкая привычка к такому чтению, пройдет время. Быстрота чтения, конечно, в этот момент будет ниже обычной.) Ведь содержание в этом случае запоминается легче и держится в памяти дольше.

Ну а теперь давайте перейдем к сортировке текста. Что это такое? Это деление текста на части по степени их важности. Вы никогда не ловили себя на мысли, что что-то вы читаете внимательно, вдумчиво, а что-то просто пробегаете глазами? Это и есть сортировка: вы словно впитываете в себя основные положения в тексте, а с менее значимой частью просто знакомитесь.

Этому нужно научить и детей. Основные, главные положения текста заучивают почти наизусть, а поясняющий их текст запоминают и пересказывают своими словами. Такое запоминание поможет отделить много пояснительного текста, заучивать наизусть который совсем не обязательно.

Итак, если ваш ученик проделал такую работу с текстом, то он не только ознакомился с ним, но и запомнил. И переход к непосредственному запоминанию уже облегчен. Как он будет это делать, зависит от его выбора: ответы на вопросы после текста, пересказ по плану...

На этом этапе работы можно подключить знания, полученные из других источников: художественная литература, кино — и видеофильмы, материал по другим предметам, программы радио, кружковая работа, газеты.

Немногие из учеников регулярно обращаются к газете. Еще меньше тех, кто читает ее грамотно. На что обратить внимание, беря в руки газету, как отобрать в ней нужный для себя материал? Может быть, вам поможет эта небольшая памятка.

  • Читай газету каждый день. Здесь ты сможешь найти сведения о важных и интересных событиях происходящих в данный момент в мире.
  • Обрати внимание на так называемую «передовицу» — статья на первой странице газеты. Обычно в ней описывают основные события дня.
  • Чтобы не заблудиться в статьях, вначале просмотри их заголовки, а потом определи и прочитай те из них, которые тебя заинтересовали.
  • Обдумай каждую прочитанную статью. Определи ее смысл.
  • При необходимости пользуйся справочниками, картой.

А сейчас давайте попробуем составить памятку по работе с любой книгой (а не только с учебником).

  • Не пропускай заголовок.

Подумай:

а)о чем пойдет речь в тексте;

б)что тебе уже об этом известно;

в)поставь вопросы к тексту и ответь на них;

г)переходи к чтению, во время которого обрати внимание на правильность своих предварительных ответов.

  • Не отказывайся от «разговора» с автором:

а)во время чтения задавай вопросы по тексту, попробуй предугадать ход дальнейших событий;

б)контролируй свои предположения по ходу чтения;

в)если ты не смог сам ответить на поставленные к тексту вопросы, ищи ответ в тексте;

г)если случилось так, что текст тоже не отвечает на вопрос, ищи ответ в других источниках.

  • Не оставляй непонятных мест:

а)если в тексте ты столкнулся с непонятным словом или выражением, обязательно найди их значение;

б)если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.

  • Отбирай главное:

а)по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого:

—выделяй главное и второстепенное;

—находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;

—при возможности составь схему или таблицу.

  • Постарайся зрительно представить себе то, о чем читаешь.
  • Запомни нужный материал:

а)перескажи текст по плану (если составлял);

б)ответь на вопросы к заданной теме. Проверь себя.

Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему конспекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли ты рассказал.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Исторически сложившиеся культурные традиции и обычная акушерская практика, распространенная во многих странах, стереотипно исключали отца из процесса родов. Однако в последние годы отношение к присутствию отца на родах постепенно меняется. Рождение ребенка — серьезное событие для всей семьи, и от то...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.