⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перейти на сайт VisitTime
Маленькие дети еще не понимают, что хорошо, а что плохо.
Для них самое главное — чувствовать себя комфортно. Они не обращают внимания на окружающих, портят вещи, хотят, чтобы все занимались исключительно ими, словом, маленький ребенок — существо совершенно некультурное и лишенное чувства вины. Если вы попытаетесь помешать ему сделать то, что он хочет, вы, безусловно, станете его врагом, пусть и ненадолго.
Ребенок, который идет в школу, уже хочет, чтобы его любили одноклассники и учителя, старается быть послушным, внимательным и вежливым. Он очень чувствителен к критике и часто более требователен к себе, чем окружающие его взрослые.
В первые годы жизни ребенка родители управляют его поведением.
Вы устанавливаете для малыша нормы поведения и стремитесь удержать его в этих рамках. Но двухлетний ребенок на мамино «нельзя» уже может отреагировать осознанно: либо послушаться, либо попытаться сделать то, что запрещено. В три года малыш наверняка не будет прикасаться к электрической розетке, если вы это запрещаете, но стоит вам на минутку оставить его одного, как все ваши запреты будут мгновенно забыты. Но то, что ребенок знает о таком запрещении, уже говорит о возможности изменения его поведения и возникновении желания быть послушным.
Когда маму или папу кто-нибудь заменяет, ребенок перестает вести себя так, как его учили родители.
Даже если вы доверите заботу о ребенке близкому и знакомому человеку, ему все равно необходимо будет постоянно вспоминать ваши наставления: «Мама запрещает брать эту книгу», «Мама хотела, чтобы ты лег спать вовремя», «Папе не понравится, если он узнает, что ты брал его ручку» и т. д. Случается, что, оставаясь с «временными нянями», дети начинают вести себя так, как хотят их родители, хотя часто поступают совсем наоборот.
Некоторые дети дома соблюдают чистоту, убирают игрушки и беспрекословно ложатся спать, а в детском саду вволю измазывают себя и других, не убирают за собой и не слушают воспитателей и учителей. В таком случае нужно объяснить ребенку, что ваши наставления касаются также школы и улицы.
В возрасте 4—5 лет ребенок хочет доставить удовольствие родителям и становится более послушным.
Часто в этом возрасте дети жалуются на других, проще говоря ябедничают: «Дима дерется», «Света забрала мою куклу». Обычно таким образом они сами признаются в своих недавних проступках или желании их совершить. Это уже говорит о том, что ребенок знает, как нужно себя вести, и чувствует свою вину за то, что нарушает наставления родителей.
Иногда признаком ощущения вины будет стремление малыша оправдаться или даже обмануть, чтобы избежать наказания. В других случаях чувство вины проявляется в ночных страхах.
. В этом возрасте ребенок очень хочет быть похожим на родителей и потому перенимает их нормы поведения. Формирование чувства собственного достоинства, самокритичность и стыдливость — это первые предвестники появления чувства совести.
Начало школьной жизни значительно способствует формированию чувства совести.
Если в предыдущие годы ребенок усваивал только часть из того, что говорят ему родители, то шестилетний малыш часто удивляет их, буквально за несколько месяцев превращаясь из непослушного бесенка в рассудительного и внимательного ученика. Он уже гораздо меньше зависит от родителей и нуждается в них. Мальчики в этом возрасте становятся более сдержанными в выражении чувств, они неохотно принимают объятия и поцелуи родителей, а девочки гораздо реже сидят на коленях у папы, обнимая его за шею.
Иногда то, что сказал учитель, кажется им важнее всего остального. Дети уже не так хорошо помнят, что происходило с ними до школы. Последовательность событий прерывается, потому что новые, более сильные впечатления завладевают ребенком.
Детей беспокоит и даже пугает появление чувства совести.
Приказания и стремления «внутреннего голоса» часто кажутся им удивительными, и они склонны относить его на счет окружающих людей. Поэтому детям 6—8 лет кажется, что родители и учителя относятся к ним слишком строго и требовательно и могут сильно наказать за непослушание. Дети недоумевают, если это не происходит на самом деле. Им кажется, что учитель или родители знают все, о чем они думают и что они совершили без их ведома. Замечание родителей может показаться ребенку слишком строгим, будто на него «накричали». Если учитель никак не комментирует домашнюю работу, то ребенок вполне может решить, что она «никуда не годится».
Дети боятся, что могут произойти какие-нибудь несчастья или болезни. Если в самом деле случается что-либо плохое, они уверены, что это их вина.
Иногда дети понимают, что «внутренний голос» принадлежит им, но для них он все еще озвучивает наставления родителей.
Если «внутренний голос» ребенка становится слишком суровым, дети начинают жить в разладе с самим собой.
Некоторые дети хотят избежать этого, приписывая наставления своей совести родителям, учителям и т. д. Часто может показаться, что они ведут себя так, будто у них еще не появился «внутренний голос», но в действительности они сами провоцируют наказание. Если ваш ребенок в этом возрасте еще не приобрел «внутренний голос», вы вряд ли узнаете о его проказах вне дома.
Обычно спустя некоторое время «внутренний голос» становится для детей проводником и другом, который оценивает и поощряет их усилия или упрекает за совершенный проступок. Сам «внутренний голос» совести значительно меняется: самое главное, он становится более объективным.
Если ребенку не удастся сформировать чувство совести, то, став взрослым, он уже не сможет его приобрести.
Подобное происходит, если родители не сумели создать крепкую связь с детьми в первые годы их жизни. Это не значит, что дети не воспринимают нормы поведения и не учатся им. Если подобной связи нет, малыш обычно не испытывает желания нравиться родителям и быть на них похожим. Знание того, что хорошо, а что плохо, не становится собственным убеждением ребенка. Его поведение определяется тек, будет ли он наказан за тот или иной поступок.
Однако наш жизненный опыт говорит, что не ьсе люди, у которых есть «внутренний голос» совести, ведут себя порядочно и искренне. Мы не всегда поступаем так, как подсказывает наша совесть. Чаще всего наше поведение определяется соображениями выгоды.
Каждый человек имеет свое представление о совести. Подобная разница в понимании не зависит от нашей индивидуальной связи с родителями. Она определяется тем, какие нормы поведения прививают нам родители, чего они от нас ждут, как добиваются исполнения этих норм. Очень важно, живет ли ребенок в согласии с этими нормами.
Чаще всего родители передают своему малышу тот «внутренний голос», каким обладают сами. Иногда взрослые уверены, что дети должны вести себя именно так, как хотят родители. Не забывайте, что дети — очень чуткие и внимательные создания. Если ваш малыш обманывает вас и окружающих и при этом не чувствует никакой вины, прежде чем ругать его, внимательно посмотрите на себя. Возможно, ребенок ведет себя именно так, как поступаете вы.
Родители могут устанавливать для детей слишком высокие или слишком низкие нормы поведения, по сравнению со своими собственными.
Например, они сами могут обладать сильно развитым чувством совести, но хотят, чтобы их ребенку жилось легче, чем им, и поэтому не требуют от него слишком серьезного отношения к своим обязанностям. Бывает и наоборот: родители хотят, чтобы их дети были более обязательными и трудолюбивыми.
Есть папы и мамы, которые ожидают, что поведение их малыша будет безукоризненным, другие смиряются с непослушанием ребенка. Одни устанавливают для детей стабильные нормы, другие изо дня в день их меняют.
Чаще всего в нормах поведения ребенка отражается то, как относятся к нему родители. Если они не предупреждают проступки ребенка, а только наказывают за них, то, возможно, в будущем совесть ребенка будет «просыпаться» уже после того, как он сделает что-то неподобающее. Если родители часто закрывают глаза на поведение малыша, то потом и ребенок будет склонен многое себе прощать.
«Внутренний голос» ребенка определяется им самим и зависит от особенностей его личности и от того, как он воспринимает своих родителей.
Ребенок сам постигает мир. При этом его охватывают противоречивые и незрелые чувства. Например, наказания и просто замечания родителей могут показаться малышу более суровыми, чем предполагают родители. Иногда ребенок думает, что его наказали, хотя родители и не хотели этого делать. Например, если папа и мама уходят, оставляя малыша, он может подумать, что это наказание за непослушание.
На формирование чувства совести у ребенка влияет и то, что дети часто идеализируют своих родителей, приписывая им качества, которыми обыкновенный человек зачастую просто не может обладать. Позже, когда ребенок станет более объективно воспринимать реальность, расставание с идеалом может быть очень болезненным и сопровождаться разочарованием в родителях.
Друзья и ровесники не определяют, каким чувством совести будет обладать ребенок, но могут оказывать на него влияние.
Если ребенка окружают люди с такими же нормами поведения, как у него и его родителей, ему гораздо легче доверяться своему «внутреннему голосу», он живет в гармонии с самим собой и с окружающими. В противном случае нормы поведения ребенка могут быть неустойчивыми, его состояние неуверенным, некомфортным. Такие дети часто сталкиваются с эмоциональными проблемами.
Однако совесть не только может определять выбор окружения, она также помогает и противостоять ему. Если же человек решает присоединиться к тому или иному кругу людей, именно совесть отвечает за то, насколько его нормы поведения могут измениться, чтобы приспособиться к общению с ними.
Большое значение в этом случае имеет чувство собственного достоинства. Если ребенок не любит себя и думает, что никто не может его любить, его нормы поведения тоже не кажутся ему достойными. Поэтому он склонен изменять свое поведение, чтобы быть приятным другим людям. Вот почему дети иногда выбирают для себя не слишком хороших друзей и попадают под влияние дурного окружения.