Как жизненная энергия ребенка проявляется в его хорошем самочувствии, эмоциональном развитии и удовольствии от собственных усилий?
Потребности, инстинкты и чувства по-разному переживаются ребенком в каждый период развития.
Основные потребности человека связаны с его телом. Их источниками являются голод, жажда, усталость и боль. В процессе развития у ребенка появляются новые потребности, например потребность в действии, в безопасности, любви, заботе со стороны взрослых, в дружбе. Потребности никогда не меняются, никогда не исчезают и должны быть удовлетворены. Однако в течение жизни становится иной их интенсивность (так, дети в период бурного физического развития гораздо сильнее ощущают голод).
Инстинкты также меняются с развитием человека и могут быть удовлетворены различными способами. Сами инстинкты мы переживаем в примитивных формах, но энергия, которую они несут, используется на ми во многих сферах жизни. Наши инстинкты нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Они просто есть, и все зависит от того, как мы их используем.
Чувства рассказывают нам о наших потребностях и показывают, как они удовлетворяются. Воспоминания о приятных и неприятных чувствах вызывают в нас желание повторить те ситуации, которые их вызвали, или избежать их. Чувства ребенка очень интенсивны и очень просты.
Здоровый ребенок рождается с потребностью в еде.
Когда малыш голоден, он плохо себя чувствует, начинает причмокивать губами, как будто сосет, плачет, кричит и призывает на помощь. Ребенок помнит, что удовлетворение голода доставляет ему приятные ощущения, и начинает воспринимать еду как удовольствие.
В течение тех нескольких месяцев, когда у ребенка начинают расти зубы, возникают агрессивные инстинкты. Их успокаивает то, что ребенок принимает твердую пищу и грызет твердые предметы. Если ребенок не может испытывать удовольствия от еды, например, из-за болезни или из-за того, что мать неправильно кормит его, то у него может пропасть аппетит.
Приятные ощущения, связанные с ротовой полостью, появляются независимо от процесса принятия пищи.
Дети сосут язык, палец или какие-нибудь предметы, даже когда они не голодны. Это доставляет им удовольствие.
Инстинкты, которые связаны с ротовой полостью, очень скоро начинают играть важную роль в другой новоприобретенной функции — речи. Если ребенок не испытывал достаточного удовольствия от еды, то, скорее всего, он начнет говорить позже других детей и эта способность может никогда не приносить ему радости. Издавание разнообразных незнакомых звуков очень возбуждающе действует на малыша. Взрослые люди также очень любят разговаривать и страдают, если надолго лишены возможности общения.
Если инстинкты и потребности ребенка удовлетворяются, то энергия этих внутренних сил будет направлена на познание окружающего мира.
Маленький ребенок хватает все, до чего может дотянуться, обязательно берет это в рот, чтобы попробовать на вкус, а значит, узнать. Со временем это желание начинает приносить ему удовольствие. Психологи замечают, что причина многих проблем с учебой заключена в ранних переживаниях, которые касаются ощущений, связанных с ротовой полостью. Даже способность к наблюдению и желание перенимать качества и нормы поведения родителей частично зависят от ранних физических импульсов, связанных с принятием пищи. Поэтому нормальное питание ребенка в прямом смысле необходимо для его жизни.
Дети рождаются с огромным запасом жизненной энергии.
Но у них очень ограничена способность распознавать ее, самостоятельно удовлетворять и управлять ею с наибольшей пользой для себя. В первые годы жизни эта задача полностью ложится на плечи родителей, и выполнять ее можно по-разному.
Самое важное — составлять с малышом единое целое. Мама, а позже и отец, ощущают, что чувствует их ребенок, что ему необходимо и каковы его желания. Это возможно, когда родители проводят с малышом достаточно много времени, близки ему эмоционально и сами хорошо справляются со своими чувствами. Такая способность родителей не только помогает им в воспитании ребенка, но и учит его познавать себя. Уже в возрасте нескольких месяцев младенец обращается взглядом к матери, когда испытывает приятные или неприятные ощущения. Выражение лица матери, ее образ и близость с телом ребенка помогает ему ощутить, что его понимают и не оставят одного. Если мать нервничает или не обращает внимания на ребенка, малыш чувствует себя брошенным, разочарованным и начинает беспокоиться.
Некоторые родители не понимают значения потребностей, чувств и инстинктов ребенка.
Они не верят, что эти внутренние силы помогают малышу в жизни, и даже предпринимают усилия, чтобы их подчинять и искоренять, будто именно они мешают ребенку быть послушным. Такие родители думают, что дети должны есть тогда, когда их заставляют, причем то, что им дают, и в количествах, которые определяют родители. Им кажется, что дети целиком будут отдаваться удовлетворению телесных потребностей, если им это не запретить: например, будут все время сосать палец. По их мнению, ребенок не должен выражать свою злость и обиду на родителей, потому что это уменьшит чувство любви к ним.
Дети, конечно, могут приспособиться к таким требованиям родителей, но это будет им дорого стоить. Они будут вынуждены жить в разладе с собой, ограничивать жизненные удовольствия, способность удовлетворять свои потребности и интересы. Их будет преследовать чувство вины и стыда за то, что они позволили себе поддаться незначительным «искушениям». У таких детей могут наблюдаться различные нервные расстройства.
Однако возможна и совершенно иная ответная реакция. В явной или неявной форме ребенок выразит свой бунт против ограничений родителей и может пойти на поводу у своих потребностей, чувств и инстинктов.
Есть другая крайность: некоторые родители предоставляют чувствам, инстинктам и потребностям ребенка полную свободу реализации и самовыражения.
Они позволяют ребенку исполнять свои минутные желания, невзирая на время и место. Возможно, по мнению таких родителей, «дать выход» своим ощущениям — значит, избавиться от них. Но такое поведение родителей ни к чему хорошему не приводит. Когда дети «даны на откуп» внутренним силам и не имеют средств, чтобы с ними справиться, у них может возникнуть ощущение полной беззащитности, что вместо удовлетворения приведет к внутреннему конфликту.
Нравится нам это или нет, но избавиться от этих внутренних сил нельзя. Поэтому необходимо научиться разумно их использовать, чтобы они на самом деле обогащали нашу жизнь.
Иногда очень трудно разобраться, что именно нужно ребенку.
Некоторые люди думают, что первичные потребности так важны в нашей жизни, что природа уже наделила нас средствами их удовлетворения.
Другие, наоборот, считают, что мы никак не можем знать, что для нас хорошо, а что плохо. Такие родители чувствуют себя обязанными устанавливать для своих детей разнообразные ограничения: что, как и когда есть, когда ложиться спать и во сколько вставать и т. д. При этом они совершенно не учитывают желания ребенка.
В чем же должна заключаться помощь родителей? Например, младенец указывает на слишком сильную боль плачем, криком, беспокойством и др. От матери зависит, насколько правильно она определит, что именно нужно ребенку в данный момент. Если она искренне и с любовью заботится о нем, то обеспечивает его хорошее самочувствие, а вместе с ним и способность любить собственное тело. Таким образом, мать помогает ребенку объединить его врожденный болевой порог с инстинктом стремления к удовольствию а агрессивные импульсы направить на самооборону Так же происходит и с врожденной потребностью в безопасности.
Врожденные потребности ребенка в процессе его развития объединяются с другими внутренними сила ми, и тогда личность развивается гармонично.
Родители должны уважать потребности своего ребенка.
Самый первый шаг в этом направлении — определить, как ребенок заявляет о своих потребностях, и создать условия, в которых он чувствовал бы себя комфортно.
Мать замечает первые сигналы голода со стороны ребенка, пытается выяснить, хочет ли он есть, наблюдая за его поведением и используя свои знания о ритме кормления. Если мать кормит ребенка грудью, то обычно молоко прибывает к тому моменту, когда ребенка нужно кормить. Наблюдая за ребенком, мать установит индивидуальный режим кормления. Когда ребенок насытится и перестанет есть, его поведение изменится, и мама поймет, как он ведет себя, когда ему не нужна еда.
В первое время мать может неправильно оценивать сигналы голода у ребенка, но он быстро проявит свое недовольство ее непонятливостью. Свое уважение к желаниям малыша мать выражает признанием того, что он бывает более или менее голодным и сам может решить, сколько еды ему нужно. Если вы хотите использовать другой вид пищи, то необходимо учитывать, понравится ли она ребенку и насколько быстро он может привыкнуть к новому для него вкусу. Лучше предложить ему сначала небольшую порцию новой пищи и понаблюдать за его реакцией. Если малыш откажется, через несколько дней повторите попытку или попробуйте изменить вкус еды, например, с помощью сахара.
Ребенку необходим режим сна.
Каждый малыш засыпает по-разному. Одному нужно, чтобы его держали на руках и укачивали, другой спокойно засыпает в своей кроватке. Родителям следует обратить внимание, когда и где малыш лучше всего засыпает, и постараться приспособить под него свой собственный распорядок дня.
Если ребенок, проснувшись, разговаривает, машет ручками или оглядывается вокруг, значит, он выспался. Заметьте, как он ведет себя после спокойного пробуждения, и в зависимости от этого оценивайте, достаточно ли ребенок спит.
Если мать правильно распознает сигналы ребенка, касающиеся его потребностей, и помогает ему их удовлетворить, то ребенок быстро определяет, какие ощущения соответствуют состоянию комфорта.
Например, уже в возрасте нескольких недель или месяцев жизни ребенка его плач, вызванный голодом можно легко отличить от плача, обусловленного другими причинами. Обычно плач прекращается, как только вы начнете кормить ребенка или даже покажете ему бутылочку. Это говорит о том, что малыш отличает состояние голода от других своих ощущений и может «рассказать» об этом матери. Если это произошло, то мама и ребенок сделали важный шаг к тому, чтобы малыш самостоятельно мог удовлетворять свои потребности: он научился отличать хорошее самочувствие от плохого.
Если мать уважает и понимает потребности ребенка, то малыш учится поступать так же.
Мама должна постепенно приучать ребенка участвовать в удовлетворении его потребностей.
Обычно мать с радостью принимает желание малыша сделать что-то самостоятельно. Главное — правильно оценить готовность ребенка к тому или иному действию. Например, если в возрасте более полугода ребенок неспокойно сосет грудь, предпочитает самостоятельно держать бутылочку или ложку, тянет в рот разные предметы, значит, он уже хочет есть самостоятельно. В это время вы можете заметить, что покачивание уже на помогает ему заснуть. Зато он быстро засыпает, когда спокойно лежит в кроватке и сосет палец. Ребенок уже готов засыпать сам и знает, как самостоятельно позаботиться о себе и о своих первичных потребностях. Постепенно мать все меньше участвует в этих процессах.
Мать разговаривает с ребенком и учит его словам, которые называют его потребности: «Ты хочешь спать», «Ты хочешь есть» и т. д. На втором году жизни ребенок сам начнет говорить некоторые из этих слов, чтобы рассказать вам, что ему нужно.
Ребенок маленькими шажками идет к своей самостоятельности.
Он учится у родителей удовлетворять голод: сначала сам берет себе еду, потом помогает матери покупать продукты и готовить. В школьном возрасте может приготовить бутерброды и взять их с собой на завтрак. Когда ребенок станет взрослым, он будет заботиться о своем нормальном питании, выделять достаточное количество денег на еду.
В удовлетворении потребностей отдыха и сна ребенок переходит от засыпания с помощью сосания пальца или любимого мишки к чтению перед сном или слушанию радио. Он учится сам готовиться ко сну, правильно составлять режим дня, чтобы хорошо высыпаться.
Иногда мать ограничивает независимость и самостоятельность ребенка в удовлетворении его потребностей.
Дети по-разному реагируют на это. Малыш может выказывать нежелание заботиться о себе и настаивать на том, чтобы это делал кто-нибудь другой. Бывают и обратные ситуации — ребенок проявляет не свойственную возрасту независимость и хочет делать то, что ему еще не под силу. Незначительные конфликты, связанные с проявлением самостоятельности и несамостоятельности, случаются часто и хорошо поддаются разрешению: «Ты не можешь подавать суп, но можешь принести хлеб», «Я не буду помогать тебе раздеваться, но помогу развязать шнурки на ботинках», «Когда ты немного подрастешь, я научу тебя зажигать газ».
Если конфликты серьезные, то способности ребенка заботиться о себе могут затормозиться в развитии. Так, если дети старшего возраста не любят делать что-нибудь для себя и не испытывают от этого удовольствия, значит, забота матери была недостаточной или ранние проявления детской независимости не были оценены родителями. В таких случаях дети могут перестать обращать внимание на свои потребности или удовлетворять их не так, как нужно.
Если правильно использовать энергию инстинктов, то она может помочь в удовлетворении потребностей ребенка.
Злость и агрессия ребенка должны быть направлены на удовлетворение его потребностей. Так, ребенок, который учится самостоятельно есть, постепенно воспринимает еду как удовольствие. Если этого не происходит, то злость ребенка усиливается, пропадает аппетит и принятие пищи в лучшем случае становится ежедневной обязанностью.
Так же происходит и с потребностью спать. Взрослые люди знают, что лучше спят, когда их внутреннее напряжение минимально, они спокойны и хорошо себя чувствуют. Многие перед сном стараются снять напряжение: совершают небольшую прогулку, принимают ванну и т. д. У ребенка тоже есть такие самоуспокаивающие средства: сосание пальца, любимая игрушка, рассматривание книжки. Если дневные переживания, а особенно те, которые малыш испытал непосредственно перед сном, оказали на него слишком возбуждающее действие, они вызовут злость, беспокойство и, как следствие, бессонницу. Обычно родители знают об этом. Нужно ограничивать активные игры ребенка перед сном, позволять ему самостоятельно готовиться ко сну — мыться, чистить зубы, стелить постель и т. д.
Если вы не знаете, как поступать с инстинктами ребенка, это может неблагоприятно сказаться и на удовлетворении его потребностей.
Неправильное поведение матери может привести к невозможности нормального удовлетворения инстинктов или к чрезмерному возбуждению ребенка. Если мать не помогает ребенку направить энергию инстинктов в нужное русло и успокоить их, то и потребности ребенка могут неправильно удовлетворяться. Например, дети, которых в первый год жизни слишком жестко приучали к чистоте, компенсируют это в навыках, связанных с принятием пищи. Они могут играть с продуктами, слишком долго есть, отвлекаться во время еды и т. д. В других случаях они настолько боятся непорядка, что не хотят есть самостоятельно, чтобы не испачкаться, или вообще отказываются от еды.
Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей.
В первые несколько недель удовлетворение первичных потребностей ребенка и составляет его каждодневную жизнь. Но вскоре все меняется: возникают новые потребности, как, например, потребность в дружбе. Инстинкты проявляются все сильнее и требуют удовлетворения. Появляются и должны развиваться такие функции, как моторика, восприятие и речь. Ребенок обучается новым умениям и расширяет свои интересы. Все это требует времени и энергии, но может вступить в конфликт с потребностями: «Я уже устал, но мне так хочется поиграть еще», «Кататься на велосипеде так интересно, а поужинать можно и попозже». Часто «попозже» превращается в «слишком поздно», и голодный ребенок хватает пищу, не пережевывая.
Если ребенок хочет делать то, что ему нравится, и при этом быть послушным, его нужно научить контролировать удовлетворение потребностей, например, есть в определенное время, и делать это так, как принято в его семье и обществе.
Ребенок усваивает манеры поведения своих родителей.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос культурным человеком, вы должны в первую очередь сами придерживаться правил этикета. Чаще всего в семье хорошие манеры прививаются на примере взрослых: «Нужно есть ножом и вилкой, как это делают папа и мама», «Нельзя пойти в кино в грязной рубашке». Если вы сами поступаете не так, как учите своего малыша, то, скорее всего, он будет вести себя «культурно» только в вашем присутствии.
В процессе обучения хорошим манерам также необходимо учитывать возможности ребенка. Нельзя требовать от четырехлетнего малыша, чтобы он был аккуратен за столом, но и не нужно позволять ему есть руками.
Иногда трудности ребенка в удовлетворении потребностей настолько серьезны, что необходимо обратиться к специалисту.
Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с ними, вам необходима помощь со стороны. В каком случае это нужно делать? Если ребенок не может удовлетворить свои потребности, например, теряет аппетит, не может спать, не может заботиться о себе соответственно возрасту и возможностям, страдает недержанием мочи и кала, не хочет учиться одеваться и умываться, не может научиться регулировать свои потребности в соответствии с возрастом и ситуацией (например, засыпает в школе, часто выходит в туалет во время урока и т. д.)
Насколько ребенок в дальнейшем сможет справляться со своими потребностями, зависит от того, как удовлетворялись его первичные потребности в течение первых лет жизни.
Ребенок способен перерасти трудности, связанные с потребностями. Например, у ребенка может улучшится аппетит, когда он начнет активно развиваться физически или сможет сам брать себе еду. Но плохой аппетит также может быть вызван тем, что ребенок не воспринимает еду как удовольствие. Часто это происходит, когда малыш находится в детском саду и скучает по маме. В таком случае необходимо помочь ребенку справиться со стрессом, вызванным переменой обстановки и разлукой с матерью. Если же корни этой проблемы лежат в самом раннем периоде жизни, то она гораздо труднее поддается разрешению и может представлять опасность для здоровья ребенка.