Умные игрушки: от рождения до 12 месяцев
Ребенок начинает учиться манипулировать и играть с игрушками примерно с 3—4 месяцев. Он активно «использует» маму для достижения цели, например для того чтобы подать игрушку открыть коробку, извлечь звук. Когда малыш уже может сидеть, вставать, ползать и ходить, он начинает подражать взрослым: самостоятельно достает игрушки из коробок, сжимает их, чтобы они издавали звук и т п.
На первом году жизни игрушки имеют огромное значение для развития ребенка.
- С помощью игрушек малыш получает разнообразную информацию и развивает тактильную чувствительность, зрение, слух.
- С помощью игрушек развивается мелкая и крупная моторика ребенка. Сжимая игрушки в руке, складывая и собирая их, стуча ими по другим предметам, малыш узнает возможности своих рук. Мячи, прыгунки и другие спортивные игрушки учат ребенка управлять своим телом и определять его положение в пространстве.
- С 5—6 месяцев с помощью игрушек ребенок начинает усваивать информацию о различии форм, цвета и размера окружающих предметов, о пространственных отношениях между ними.
Действия и игры ребенка первого года жизни с игрушками
3—5 месяцевТянет предметы в рот. Трясет погремушками, колокольчиками.6—8 месяцевБросает игрушки и смотрит, как они падают, роняет и поднимает их.8—10 месяцевИграет в ладушки.9—12 месяцевИграет в прятки (ку-ку), пряча лицо за ладонями.10—12 месяцевОткрывает и закрывает крышку коробки. Вынимает предметы из коробки и кладет их обратно. Катает мячик.10—13 месяцевСжимает резиновые игрушки, чтобы извлечь звук. Подражает знакомым действиям матери.10—14 месяцевИграет с куклами.
На втором году жизни действия ребенка с игрушками и предметами усложняются: он не просто манипулирует ими (стучит, бросает на пол, тянет в рот), а начинает использовать их по назначению (возит машинку, катает и пинает мячик и т.п.).
Как выбрать игрушку
- Игрушка для ребенка первого года жизни — это источник получения новой информации, инструмент исследования. В занимательную игрушку могут превратиться самые простые предметы: деревянная ложка, пустая банка, бусы.
- Давайте малышу игрушки, выполненные из различных безопасных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые).
- Игрушки должны быть прочными, ведь большинство из них ребенок будет ощупывать, бросать на пол, засовывать в рот, чтобы пожевать и пососать, будет стучать игрушками по окружающим предметам.
- Игрушки должны быть ярких, контрастных цветов с четко различимыми деталями. Давайте малышу игрушки, окрашенные в синий, желтый, красный и зеленый цвета, потому что именно эти цвета он учится различать первыми.
- Не давайте ребенку сразу много игрушек и предметов: достаточно двух или трех. Меняйте их через каждые 4—5 дней, чтобы они не надоели малышу
Некоторые игрушки будут сопровождать ребенка в течение всего первого года жизни, некоторые нужны только на определенное время. Наши рекомендации помогут вам выбрать игрушку, которая нужна вашему малышу в данный момент.
Старайтесь вызывать у ребенка активный интерес к игрушке. Не следует вкладывать игрушку в руку пассивно лежащего малыша. Покажите ребенку игрушку так, чтобы, заметив, он постарался дотянуться до нее и схватить.
От рождения до 3 месяцев
Мобиль (подвижная конструкция с пластмассовыми фигурками животных, геометрическими фигурами)
Развивает зрение (стимулирует зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз). Закрепите мобиль на расстоянии 15—20 см от глаз ребенка. Не подвешивайте много игрушек — достаточно двух-трех. Меняйте их через 4—5 дней, чтобы малыш знакомился с новыми объектами.
Кубики, призмы, шары с черно-белым геометрическим рисунком. Развивают зрение (стимулируют зрительное сосредоточение). Подвесьте игрушки на расстоянии 15—20 см от глаз ребенка. Периодически меняйте их, чтобы они не надоедали малышу.
Схематическое изображение человеческого лица. Прикрепите такое лицо на расстоянии 15—20 см от глаз ребенка.
Воздушные шары
Развивают зрение (стимулируют зрительное сосредоточение) и координацию движений. Наполненный легким газом, воздушный шарик привязывается к руке малыша, чтобы, двигая рукой, он наблюдал за движением шарика и вскоре смог установить взаимосвязь между движениями руки и шарика.
Тряпичный браслет с колокольчиком.
Развивает координацию движений, слух (стимулирует слуховое сосредоточение). Надевайте браслет попеременно на правую и левую руки малыша. Вскоре ребенок поймет, что, двигая ручкой, он вызывает звучание колокольчика.
Деревянные кольца развивают координацию движений.
Прикрепите кольца над кроваткой на доступном малышу расстоянии. С помощью колец ребенок учится двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету.
Разнообразные музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые пищащие игрушки)
Развивают слух (стимулируют слуховое сосредоточение). На расстоянии 1,5 м от правого или левого уха ребенка потрясите погремушкой. Если малыш повернул голову в вашу сторону после того как услышал звук, улыбнитесь, похвалите ребенка и покажите ему игрушку.
Бубенчики, колокольчики, игрушки со звучащей «начинкой»
Развивают слух, познавательные способности.
К концу 3-го месяца подвесьте игрушки на мобиль или над кроваткой так, чтобы малыш мог дотянуться до них. Со временем ребенок поймет, что, задевая руками игрушку, он заставляет ее звучать.
Поющий волчок, ванька-встанька развивают зрение (стимулируют зрительное сосредоточение), слух и активный интерес к познанию. Эти игрушки предназначены для совместной игры.
Возьмите малыша на руки, покажите и дайте ему потрогать волчок. Раскрутите волчок, чтобы ребенок послушал его звучание. Играя с ванькой-встанькой, покажите малышу, как раскачивается эта игрушка. По мере взросления ребенок научится играть самостоятельно.
Игрушки из разных материалов (мех, фланель) и кусочки тканей развивают тактильную чувствительность.
Ощущения от прикосновения к различным материалам дают информацию о разнообразии окружающего мира. Вкладывайте игрушки и кусочки различных тканей в руки малыша, поглаживайте ими тельце ребенка. Не забывайте рассказывать ему об этих игрушках и тканях.
Погремушки, любые игрушки, которые можно хватать и сжимать
Формируют представление о двигательных возможностях рук. К концу 3-го месяца малыш начинает сознательно протягивать руку к предмету и захватывать его. Используйте этот навык. Ребенок лучше реагирует на погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
От 4 до 6 месяцев
Кольцо-прорезыватель, специальные игрушки, предназначенные для жевания, сосания.
Необходимы в период прорезывания зубов. Эти игрушки вы сможете приобрести в аптеке. Поскольку ребенок будет брать игрушки в рот, их следует мыть после игры и хранить в чистой стеклянной банке с крышкой (о дополнительных мерах предосторожности обычно сообщается в инструкции).
Игрушки с зеркальными поверхностями или специальное зеркало
Развивают зрение, познавательные способности. Надежно закрепите зеркало над кроваткой в 20 см от лица ребенка. В 4 месяца малыш получает огромное удовольствие, рассматривая свое отражение в зеркале.
Мобиль
Развивает мелкую моторику, зрение (стимулирует зрительное сосредоточение), тактильную чувствительность. Подвешивайте на мобиль не только игрушки, но и разнообразные предметы быта (деревянные ложки, пустые пластмассовые бутылки, щетки), а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.
Тряпичный мяч
Развивает координацию движений глаз и руки, помогает сформировать навык хватания. Давайте ребенку небольшие мячи, приспособленные для захватывания (или из мягкого податливого материала, или с выступающими ребристыми деталями). Если внутри мяча находится бубенчик, эта игрушка будет развивать еще и слух. К концу 6-го месяца ребенок может играть с таким мячом, сидя на коленях у взрослого или лежа на животе и опираясь на вытянутые руки.
Деревянные бусы
Развивают координацию движений, тактильную чувствительность. Поднесите бусы к малышу так, чтобы он увидел их и потянулся к ним. Убедившись в том, что он прочно ухватился за бусы, потрясите ими.
Разнообразные музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки, барабан).
Развивают слуховое восприятие (помогают находить источник звука, расположенный справа, слева, впереди, сзади). Используйте игрушки, отличающиеся частотой и громкостью звучания.
Играйте с малышом в такую игру Спрячьтесь за шкаф и подудите в дудочку. Убедившись в том, что ребенок смотрит в вашу сторону и замер, покажитесь ему, приговаривая: «Ку-ку! Это мама. Смотри, что у меня!»
От 7 до 9 месяцев
Резиновый мяч, который можно пинать ногами
Способствует развитию координации движений, тренирует мышцы ног. Укрепляется в ногах кроватки. Ребенок получает огромное удовольствие, ударяя по такому мячу ногами.
Мешочки или тряпичные мячи, сшитые из различных тканей, наполненные крупами (горохом, бобами, гречкой, фасолью) Развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность. Предоставляют богатые возможности для исследования, ощупывания, хватания, бросания.
Игрушечный молоток с деревянными или пластмассовыми колышками, которые можно забивать
Развивает координацию движений глаз и руки, укрепляет мышцы. Покажите малышу, как нужно ударять молотком по колышкам.
Научите ударять по крышкам от кастрюль, пустым металлическим банкам из-под кофе, пластмассовым бутылкам. В данном случае молоток прекрасно заменят погремушка или ложка.
Пластмассовые прозрачные бутылки, наполненные крупами
Развивают координацию движений рук, зрение (стимулируют прослеживающие движения глаз). Покажите ребенку, как вертеть и трясти такими игрушками, пересыпая их содержимое. Можно дать малышу прозрачные пластиковые тубусы, заполненные блестящими шариками и издающие звук при встряхивании.
Музыкальные центры, издающие различные звуки
Иногда кнопки на таких центрах выполнены в виде зверей. Нажав на них, ребенок услышит соответствующее звукоподражание.
Игрушки для игр в ванне (губки в форме зверюшек, плавающие уточки, кораблики и т. п.)
Развивают моторные навыки, познавательные способности, зрение (стимулируют прослеживающие движения глаз). Научите малыша передвигать игрушки, хлопая ладошкой по воде. Покажите фокус: спрячьте под пеной уточку а затем достаньте ее.
Шкатулки с выскакивающим сюрпризом (типа «чертик в коробочке»)
Развивают координацию движений глаз и руки, мышление (помогают установить связь между действием и результатом). Покажите ребенку, что при нажатии на кнопку, расположенную на панели коробочки, крышка откидывается и из коробочки выскакивает веселый клоун или зверюшка.
Настольная лампа с кнопкой на панели
Развивает координацию движений рук, мышление (помогает установить связь между предметом и присущим ему действием, приводящим к результату). Покажите крохе, как, нажимая на кнопку, вы включаете и выключаете свет. Комментируйте свои действия словами: «Свет!», «Нет света!» и т. д.
Игровые центры — плоские доски с набором разнообразных игрушек (в комплект обычно входят зеркальце, фигурки, двигающиеся вверх и вниз, колокольчики, телефонный диск)
Развивают мелкую моторику, слух, обучают различным действиям с предметами. С помощью ремешков доску можно прикрепить к решеткам кровати или подвесить так, чтобы ребенок мог играть лежа.
Любые игрушки и предметы, которые можно ронять на пол (кубики, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. п.). Развивают мелкую моторику, познавательные способности, слух, зрение (стимулируют прослеживающие движения глаз). Это одна из наиболее интересных игр. К концу 9-го месяца учите малыша намеренно ронять игрушки на пол. Можно играть в эту игру, посадив ребенка себе на колени. Если малыш хорошо сидит самостоятельно, пусть выбрасывает игрушки из кроватки.
Мягкие книжки из ткани
Развивают зрительное внимание, познавательный интерес, понимание речи, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Предназначены не для чтения, а для рассматривания. Если вы будете показывать картинки в книжке, она доставит малышу большое удовольствие. Со временем ребенок может научиться самостоятельно рассматривать книгу, лежа в кроватке.
Пирамидки (деревянные и пластмассовые из 4 и 6 колец с колпачком)
Развивают мелкую моторику координацию движений глаз и руки, познавательные способности. Научите снимать кольца пирамидки и надевать их на стержень. В 12 месяцев ребенок собирает пирамидку, не учитывая величину колец.
Наборы строительных кубиков
Развивают координацию движений глаз и руки, познавательные способности. Научите малыша ставить кубик на кубик. Постройте на его глазах высокую башню, а затем разрушьте ее, воскликнув: «Бах!» Такая игра доставит ребенку большое удовольствие. Учите его строить и разрушать.
Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга цилиндрические и прямоугольные стаканчики). Развивают познавательные способности, мелкую моторику. Сначала научите малыша играть с двумя стаканчиками — большим и маленьким. Покажите, что маленький стаканчик можно спрятать в большом. Переверните стаканчик вверх дном и спрячьте под ним яркий шарик. Пусть малыш попробует отгадать, под каким стаканчиком он спрятан.
Устойчивые машинки, которые можно катать вперед и назад
Развивают мелкую моторику, учат совершать простые манипуляции с предметом. Машинки необходимы и мальчикам, и девочкам. Когда малыш научится устойчиво сидеть на полу, покажите ему, как весело катать машинку или деревянный поезд.
Игра 'Волшебное ведро" (пластмассовое ведро с прорезями на крышке и фигурки соответствующей формы и размера)
Развивает познавательные способности (учит различать предметы по форме), координацию движений глаз и руки. Ближе к 12-му месяцу покажите малышу какое это интересное занятие — бросать шарики в дырочки, а кубики — в квадратные прорези.
Банки или коробки с прорезями, предметы небольшого размера, которые можно складывать и проталкивать внутрь (крупные пуговицы, кубики, катушки, шарики, прищепки). Развивают познавательные способности, координацию движений глаз и руки.
К 12 месяцам эти игры становятся едва ли не самыми интересными для ребенка. Подобно ослику Иа-иа, дети готовы часами складывать предметы в различные емкости и доставать их оттуда.
Игры-головоломки («Матрешки»). Развивают познавательные способности, мелкую моторику, речь и ее понимание. Возьмите большую матрешку и положите в нее маленькую. Покажите малышу, как это делается. Называя размер матрешки, выделяйте слово голосом.
Тряпичные куклы и игрушки-животные с крупными чертами лица.
Учат простым манипуляциям с игрушкой, знакомят с названиями основных частей тела и лица. Попросите малыша показать, где у куклы носик, глаза, рот. Научите качать, укладывать спать и кормить куклу.
Игрушки-каталки, которые можно двигать перед собой во время прогулки. Развивают навыки ходьбы, координацию движений.Когда ребенок учится ходить, такие игрушки служат ему дополнительной опорой.
Мячи, спортивные игрушки, конь-качалка, машинка, в которую можно сесть. Развивают координацию движений, учат ходить, бегать и взбираться, дают сенсорную информацию о положении тела в пространстве. Помните о том, что играть с этими игрушками малыш должен под вашим присмотром.
Детский конструктор развивает познавательные способности, мелкую моторику. Научите ребенка скреплять строительные блоки между собой. После года можно учить строить башни и города по «собственным проектам».
Заводные игрушки (курочки, поезда и машинки) развивают мелкую моторику. Сначала покажите, как заводить, например, курочку, а потом предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Музыкальные игрушки (барабан, металлофон) развивают слуховое восприятие, координацию движений руки и глаз. Научите ребенка ударять палочками по металлофону. Пусть попробует извлечь громкий или тихий звук. Объясните малышу, что, ударив несколько раз подряд, он «сочинит» мелодию.
Наклоненный желоб и шарик, специальные игровые центры, в которых шарик двигается по спиралевидным проволочкамРазвивают зрение (стимулируют прослеживающие движения глаз), познавательные способности. Наблюдая за шариком, скатывающимся по наклонной плоскости, ребенок учится предсказывать направление его движения.