Текст:
На первом году жизни малыш оказывается особенно незащищенным и беспомощным и полностью зависит от родителей или других взрослых, окружающих его. Долгое время ребенок не может самостоятельно передвигаться, принимать пищу, сообщать о своих потребностях и влиять на окружающих.
С момента рождения малыш готов к получению различной информации и подает сигналы (крик, плач, улыбка, гуление, лепет) о своем состоянии. В этот период очень важно не только удовлетворять жизненные потребности ребенка, но и понимать его сигналы и должным образом реагировать на них, чтобы стимулировать познавательную активность малыша для приобретения новых навыков и умений.
Общие принципы, которые важны для развития ребенка
- Разговаривайте с малышом, всегда озвучивайте свои действия и называйте предметы, которые показываете ему. Говорите о ребенке, о частях тела, к которым вы прикасаетесь, о своих чувствах к нему. Говорите громко и тихо, шепотом, ласково и серьезно, медленно и быстро Делайте небольшие паузы, чтобы малыш мог осмыслить полученную информацию, и в это время наблюдайте за выражением его лица.
- Предлагайте игрушки или выполняйте действия с ними или с ребенком, которые интересны ему в данный момент. Например, если малыш внимательно смотрит на подвесную игрушку и не касается ее, раскачайте или отодвиньте игрушку в сторону. Дотроньтесь до игрушки рукой ребенка. Повторите действия с игрушкой, если крохе понравилась эта игра. Следуя за направлением внимания малыша, вы сможете лучше понять его потребности.
- Возможность выбирать является важным условием для развития ребенка. Вскоре после рождения малыш начинает делать выбор: смотреть ему на маму или на игрушку. Взрослея, он выбирает более осознанно, поскольку его решение приводит к интересному результату. К сожалению, родители часто делают то, что, по их мнению, полезно для ребенка, даже если ему это неинтересно Предоставьте ребенку возможность выбирать — это основа развития коммуникативных навыков.
- Важным условием для поддержания интереса ребенка или изменения его поведения является результат, который он получает, манипулируя с игрушками и предметами. Этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Например, когда ребенок тянет игрушку, подвешенную на резинку над кроваткой, и затем отпускает, игрушка подскакивает вверх-вниз. Заинтересованный этим результатом, кроха повторяет свои действия много раз. Поощряйте малыша выполнять действия, которые приводят к интересному результату.
- Маленькому ребенку нужна стабильность: она обеспечивает чувство защищенности и предсказуемости. Малыш узнает, какой у него режим дня, чего ожидать от окружающих его людей и от действий с игрушками. Обеспечивая стабильность в жизни ребенка, вы научите малыша доверять взрослым и понимать, если что-либо в привычной ситуации изменилось.
- Важно поддерживать у ребенка желание взаимодействовать с окружающими людьми и манипулировать предметами. Для этого необходимо, чтобы он был успешен в своих делах. Задачи, которые вы ставите перед малышом, не должны быть слишком трудными. Например, если вы хотите, чтобы ребенок дотянулся до мячика, положите его на доступном малышу расстоянии. Ребенку важно быть успешным в его простых делах, чтобы развиваться дальше.
- Малыш учится и приобретает различные навыки в течение всего дня. Например, когда вы одеваете ребенка и разговариваете с ним, вы одновременно стимулируете тактильную чувствительность и слух развиваете координацию движений. Исследования показывают, что опыт, который малыш приобретает в повседневной жизни, более эффективен для его развития, чем полученный на специальных занятиях. Обучайте ребенка в процессе повседневных дел.
- Маленькие дети, как и взрослые, нуждаются в отдыхе. Необходимо на некоторое время оставлять ребенка одного, чтобы он мог поиграть с самим собой или с игрушками. Дайте малышу время для отдыха.