О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Как помочь воспитать характер, как научиться бороться с трудностями и научиться постоять за себя. Воспитание характера - трудный и длительный процесс, который потребует много усилий.

Трудности в школе у вашего ребенка также могут возникать и по другим причинам, связанным с особенностями личности и характера ученика.

Как помочь ему справиться с этим?

Вы знаете, что ваши сын или дочь добросовестно готовят задания, могут ответить на вопросы по теме, но в школе их успехи оставляют желать лучшего. Это может происходить из-за того, что подросток боится опозориться перед классом, так как не уверен в своих силах. Поэтому он решает, что лучший выход — отмалчиваться. Постарайтесь убедить его, что он может учиться не хуже других, но никогда не сумеет доказать это не только другим, но и себе, если не решится отвечать на вопросы в классе. Объясните, что такое поведение, наоборот, унижает его перед одноклассниками. Стоит перебороть себя один раз, и дальше уже будет легче.

Если у вашего ребенка дефект речи, то часто это может стать помехой в учебе. Особенно, если ему приходится в среднем или старшем школьном звене менять место учебы. Здесь вам никак не обойтись без помощи учителя. Обычно при внезапном вызове отвечать дефект речи (особенно если это заикание) обостряется. Поговорите с учителем, попросите, чтобы вашего ребенка, перед тем как вызвать, как-нибудь, незаметно для других детей, предупредили. Так он может преодолеть барьер внезапности. Хорошо, если вашего ребенка чаще других будут просить в начале урока назвать отсутствующих или предупреждать весь класс о том, что через три минуты урок заканчивается.

Даже в начальных классах убеждаешься в правильности начала поговорки «По одежке встречают...». Что говорить об этом в средних и старших классах!

Дети (и старшие, и младшие школьники) очень брезгливы. Поэтому, если подросток не следит за чистотой своей одежды, не привык пользоваться носовым платком и, что особенно высмеивается одногодками, не дружен с водой, мылом, зубной щеткой (распространяет неприятный запах) — быть ему без друзей-приятелей.

Даже если ваш ребенок чистый и опрятный, у него могут возникнуть проблемы, если он одевается во что бог на душу положит. Научите ребенка одеваться сообразно месту, времени и стилю. Не заставляйте его насильно носить выбранную вами прическу. Например, стремясь воспитать дочь скромной на фоне «общей распущенности», вы можете добиться того, что она будет иметь вид «синего чулка» и у нее разовьется комплекс неполноценности. Она начнет сторониться своих сверстников, а те, в свою очередь, отдалятся от нее.

А теперь подумайте, как вы будете чувствовать себя среди людей, с которыми вы ежедневно проводите 6—8 часов в день (старшие классы), если никто из них не желает с вами общаться?

Если ваш ребенок болезненный или им была перенесена травма, постарайтесь не оказать ему медвежью услугу, став его ходатаем перед учителями. Помните избитую фразу, что «вы не вечны». Приучите ребенка полагаться на собственные силы и трудиться, вместо того чтобы всячески сочувствовать и потакать ему.

Наверное, нет необходимости уверять вас в том, что за здоровьем нужно следить. В том числе и за зрением. Если у вашего ребенка нарушения зрения, легко можно проследить такую цепочку: плохое зрение — плохо видны записи на доске — ошибки при списывании — трудности при контроле записей — трудности при ответах — стесняется отвечать, так как боится показать, что плохо видит, — снижение успеваемости.

Поэтому постарайтесь убедить вашего ребенка в том, что большим злом будет для него отказ от очков, а не временные насмешки одноклассников.

Помните, что у вашего школьника наступит момент взросления. И девочки, и мальчики в это время особенно ранимы.

Мальчики болезненно переносят ломку голоса. В этом случае необходимо больше читать вслух: негромко и неторопливо, следя за интонацией. Такое чтение и разговор помогут преодолеть резкие внезапные повышения голоса, так называемые «петухи».

Очень часто получается так, что в начальной школе ваш ребенок занимался успешно, но стоило ему перешагнуть в среднее звено — и от прежних успехов не остается и следа. У ребенка не выходит из мыслей спорт, музыка, рукоделие. В общем, что угодно, только не уроки.

Так может случиться из-за того, что учебная работа для него уже потеряла свою новизну, притупилась ее значимость. А тут столько новых возможностей показать себя — ведь каждому важно знать, как к нему относятся окружающие люди, особенно в этом возрасте.

Ваши запреты, наказания в большинстве случаев ничего не дадут. А вот помощниками станет похвала и одобрение за любой, даже самый маленький, успех. Пробежал стометровку с хорошим результатом — молодец! Но ведь нужно и по языку постараться. Ловко гоняешь на роликах — прекрасно! Но и в математике нельзя оплошать. Поставили новую пьесу — замечательно! Но и... Как только увидели любой успех Вашего ребенка — тяните его за эту веревочку: да, вот тут ты молодец, но и в учебе тоже нужно немного подтянуться.

Часто вашим союзником может стать руководитель той секции или кружка, где занимается ваш ребенок. Но попросите его выступить не в роли предъявителя ультиматума: не наладишь дела — не приходи. Пусть он просто побеседует, объяснит, что нужно учиться. Очень может быть, что сейчас его слова окажутся для ребенка более весомыми, чем ваши.

Кто-то из читателей подумает: «Им легче — у них хоть проблемы только с успеваемостью. А мой и не учится, и поведение такое, что хоть в школу не появляйся. Вот тут как быть?»

Постарайтесь стать на место вашего ученика, понять, почему он так поступает. Может быть, это завоевание авторитета: не получается с успеваемостью, так выделюсь тем, что прослыву весельчаком (храбрецом, неуправляемым...) А может, дома нелады?

Наказаниями, угрозами вы можете еще больше озлобить, отдалить от себя незадачливого школьника. Попробуйте поговорить по душам, понять друг друга.

В разговоре не намечайте сразу глобальных перемен: все неустраивающие вас оценки за одну четверть не исправить — наметьте 1—2 предмета. Из отъявленного нарушителя дисциплины примерным в поведении сразу не станешь. Анализируйте результаты за день, неделю, месяц: было три замечания, стало только два — молодец! Ни разу не вызвали родителей в школу, а ограничились лишь замечанием — уже лучше.

Помните, что перешагнуть стереотип «плохой ученик», «нарушитель» очень трудно. Без вашей помощи не обойтись. Постарайтесь побеседовать со всеми учителями. Предупредите, что в этой четверти вы подтягиваете литературу и язык — пусть похвалят, поддержат. Если ваши сын или дочь увидят, что их успех заметили, оценили труды — появится желание постараться и по другим предметам. Но не все сразу.

В тупик становятся многие родители, когда их ребенок — спокойный, уравновешенный, неравнодушный к литературе (что встречается не очень часто) — не находит себе места в школе.

Нет у него друзей, нет учителя, которого бы он уважал, довольно критически оценивает он отношения между учителями и учениками, причем не в пользу учителя. Что ж, вероятно, он не совсем прав. Далеко до совершенства нашим школам. Не прав он лишь в одном: среди такого количества людей наверняка есть и толковые ребята, и учителя, с которыми ваш ребенок, повзрослевший раньше своих сверстников, нашел бы общий язык. Помогите ему увидеть хорошие стороны школьной жизни. Это может избавить и его и вас от многих разочарований.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Управлять инстинктами стремления к удовольствию в период эмоционального развития ребенка — самая трудная задача родителей. Эта задача труднее всех остальных, потому что родители не соединены внутренней связью с инстинктами ребенка. Они способны только разделить его удовольствие и сами испытать от эт...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.