Способность к мышлению окончательно формируется только в подростковом возрасте.
Пожалуй, никто не станет спорить с тем, что люди имеют разный потенциал развития реалистичного мышления. Однако то, как этот потенциал будет развиваться, зависит от способа его совершенствования. Конечно, это не значит, что дети, которые вовремя не получили помощи от своих родителей, вообще не способны думать. Мыслить может даже самый маленький ребенок.
Хотя реалистичное мышление может сформироваться уже у детей младшего дошкольного возраста, еще в течение многих лет ему необходима поддержка со стороны родителей. Размышления о самом себе и уверенность в том, что трезвое мышление всегда останется при вас, — это признак зрелой личности. Однако детское мышление никогда полностью не исчерпывается мышлением реалистичным, а дополняется фантазией, мечтаниями, снами, творчеством.
Маленькому ребенку недоступно метафорическое, абстрактное мышление — он мыслит конкретно.
Если вы скажете, что ваш начальник сошел с ума, а ваша контора горит синим пламенем, вероятнее всего, ваш ребенок подумает, что дядя заболел, а в конторе пожар. В каждой семье могут рассказать о подобных смешных недоразумениях.
Часто дети приписывают неживым предметам качества людей, например, грохочущую машину называют «злой», а увядшие цветы — «уставшими». Это связано с тем, что дети не могут четко определить, что происходит у них в душе, а что в окружающем мире. Дети также не очень хорошо отличают живое от неживого, реальность от вымысла.
Маленькие дети плохо понимают, что такое время.
Слова «утро», «сегодня», «в прошлом году», «на этой неделе» для них ничего не значат. Время разлуки с мамой или ожидания обеда может тянуться бесконечно. Ожидание пугает малышей, ведь они не представляют, когда оно закончится, а потому и не могут совладать с ним.
Родителей обычно удивляет, когда пятилетний малыш вдруг вспоминает случай, который произошел с ним два года назад, или упоминает подробности, о которых родители и думать забыли. Даже тем родителям, которые уже приспособились к детскому мышлению, трудно бывает понять, что дети обо всем думают так, будто это происходит сейчас. Многие родители, наученные горьким опытом, стараются не давать детям обещания на будущее, иначе потом трудно будет зимой избежать разговоров о том, «когда мы поедем на море».
Некоторых родителей раздражает неспособность ребенка понимать временную последовательность. Даже младший школьник на вопрос мамы о том, что было в школе, может ответить «ничего», а происшествия этого дня часто всплывают через некоторое время во время купания или похода по магазинам. Однако маленьких детей вовсе нельзя назвать рассеянными, просто такова особенность их мировосприятия.
Родители должны понимать, что дети мыслят не так, как они.
Маленькие дети часто не могут назвать правильную причину того, что случилось. Им кажется, что все происходящее вокруг связано исключительно с их особой. Если мама уходит, то «потому, что она меня не любит» или «потому, что я ее не слушался». Часто мама вынуждена долго объяснять малышу, что нужно идти на работу или в парикмахерскую. Иногда ей даже не удается переубедить упрямца.
Сконцентрированность мышления маленьких детей на них самих связана с тем, что они еще очень мало знают о мире и его законах.
Хорошие отношения родителей и детей в семье значительно облегчают взаимопонимание и помогают развивать у детей реалистическое мышление.
Конечно, папы и мамы не должны, будто по инструкции, рассуждать о том, что можно, а чего нельзя делать, что нужно говорить и как себя вести. Понимание этого они прежде всего черпают из эмоциональной близости с ребенком и уважения к его личности. Это проявляется в наблюдении за поведением ребенка, внимательном отношении к его словам и т. д. Одним словом, хорошие родители видят в ребенке индивидуальность, полноценную личность и учатся у него так же, как он учится у них.
Если родители не уважают самостоятельное мышление ребенка, они не смогут развивать у него реалистический способ мышления.
Если родители хотят понять своего ребенка, то и ребенок, вероятнее всего, захочет понять родителей, перенять их способ мышления. Нельзя сказать ребенку: «Ты должен думать так». Процесс приобретения реалистического мышления идет постепенно. Очень большое значение имеет взаимопонимание в семье и стремление поделиться с родными своими мыслями по тому или иному поводу. Именно это становится фундаментом развития мышления у ребенка.
Иногда в семье неверно трактуют мышление и его значение. Часто дети и их родители неправильно пользуются мышлением.
Например, десятилетний мальчик увлечен баскетболом, он знает все правила и следит за всеми чемпионатами. Однако сам играет очень плохо и редко. Ребенок и его родители не понимают, что он неправильно использует свою способность мыслить: он делает это для того, чтобы не замечать своих проблем, связанных с физическим развитием.
Иногда дети детально обдумывают свои не слишком благовидные поступки, планируют обман или выдумывают истории, которые потом выдают за реальные, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Часто случается, что именно родители неправильно ориентируют детей в использовании мышления. В таком случае ребенок не способен с помощью мышления справляться с жизненными проблемами.
Родители должны знать, готов ли ребенок правильно понимать разные вымышленные истории из книг, фильмов и др.
Малыш непременно должен знать, что история, которую он услышит, не происходила на самом деле. Часто даже школьники не могут оценить правдивость того или иного рассказа, не говоря уже о маленьких детях. Никогда нельзя обманывать детей, выдавая вымышленную историю за реальную, и наоборот.
Часто бывает трудно предугадать, какое воздействие окажет сказка или фильм на малыша. Он будет упрашивать вас почитать ему, внимательно слушать и останется доволен, что вы выполнили его просьбу. Но позже ребенок может испытывать эмоциональное беспокойство, плохо спать из-за страха, что с ним произойдет то же, что в сказке или фильме.
Если же вы откажете малышу, он может рассердиться или расстроиться. Попробуйте поговорить с ним. «Я знаю, что тебе это нравится, но потом ты будешь бояться спать или остаться дома один. Давай лучше подождем, пока ты станешь немного старше».
Дети часто настаивают, чтобы им рассказывали «страшные истории».
Это вовсе не значит, что они любят их на самом деле. Возможно, ребенок хочет пережить их в себе до того, как это может произойти. Однако не стоит идти на поводу у ребенка только потому, что ему это нравится: ведь дети любят многие вещи, которые для них совсем не полезны.