Формирование дисциплины зависит от близости ребенка с родителями.
Даже если родители очень хотят, чтобы ребенок был дисциплинированным, и делают для этого все, что могут, ничто не заставит ребенка предпринимать самостоятельные усилия, если у него не слишком хорошие отношения с родителями. Дисциплина в лучшем случае будет для него своего рода внутренним контролем, постоянно зависящим от других людей. Она останется на уровне «я не могу забрать шоколадку Светы, потому что мама на меня смотрит», «я сделаю это, если я буду уверен, что никто об этом не узнает». В таком случае ребенок никогда не станет думать: «Я не сделаю этого, потому что это плохо».
Конечно, даже если семья живет в гармонии, дети не будут дисциплинированы, когда родители сами этому препятствуют. Если мама разбрасывает вещи по дому, она не может требовать, чтобы ее малыш был аккуратным. Если папа бьет ребенка, вряд ли малыш будет прислушиваться к его словам «никогда не обижай слабых».
Слишком суровая дисциплина в семье редко бывает полезна.
Иногда маленький ребенок вынужден исполнять жесткие требования родителей, даже если они не соответствуют его возрасту. Но вряд ли можно надеяться, что в будущем этот человек будет обладать хорошей самодисциплиной. Иногда ребенок отдает столько психической и физической энергии на подчинение родителям, что превращается в «маленького солдатика», при этом развитие других сторон его личности может существенно замедлиться. Например, если от ребенка требовали поддерживать абсолютную чистоту, то позднее его самодисциплина, касающаяся чистоты, может остаться неопределенной (возможно даже проявление склонности к недержанию мочи и кала), а будучи взрослым и лишившись постоянной опеки родителей, человек может стать неаккуратным. Возможна и другая реакция: ребенок будет отказываться от того, что может повредить чистоте, — от активных игр, занятий рисованием или лепкой и др.
И наоборот, если родители будут предъявлять к ребенку заниженные требования, развитие самодисциплины может затормозиться. Все, чему ребенок не научился в детстве, позднее будет даваться ему с трудом или вообще окажется недосягаемым.
Окружение может оказывать влияние на поведение детей.
Большинство родителей и воспитателей знает, что ребенок в одной ситуации может вести себя как ангел, а в другой казаться совершенно невоспитанным. Трудности с дисциплиной обычно возникают у детей, в семьях которых не привыкли принимать пищу, спать в четко определенное время. Так же происходит с детьми, которые сталкиваются с постоянным изменением ситуации: путешествия, постоянные перемены места жительства, частые приемы гостей и т. д.
Конечно, ребенку трудно овладеть самоконтролем, если условия его жизни часто меняются. В таких случаях родителям следует ограничить влияние внешних В некоторых ситуациях правильное поведение ребенка зависит только от родителей.
Чаще всего это касается маленьких детей. Случается, что мама наказывает трехлетнего малыша за то, что, когда она разговаривала с подругой, он выбежал на улицу или залез в шкаф со стеклянной посудой. Конечно, это произошло из-за недостатка внутренней дисциплины матери, а не малыша. В таком возрасте ребенок не понимает опасностей дорожного движения, и поэтому необходимо, чтобы родители следили за ним.
Если наказывать ребенка за такие «проступки», то его внутренняя дисциплина не станет лучше. Скорее всего, он будет думать, что за такое поведение его ожидает наказание, но это не убережет его от повседневных опасностей.
Часто случается и так, что родители слишком сильно опекают детей. Бывает, что мама кормит из ложки четырехлетнего малыша, чтобы он не испачкал одежду и стол, или сидит рядом с одиннадцатилетним сыном, пока он делает уроки, наблюдая за каждой буквой. Избыток внимания, как и его недостаток, может плохо сказаться на развитии внутренней дисциплины ребенка. Родителям необходимо просто правильно оценить возможности и способности детей, чтобы обеспечить их нормальное развитие. Это позволит детям научиться быть самостоятельными и отвечать за свои поступки.
Воспитывая детей, мы должны помнить, что будет требовать от них общество, когда они станут взрослыми.
Каждый из нас совершал поступки, за которые было стыдно. То же самое будет происходить и с детьми. Родители должны научить детей предупреждать ошибки, а если они случились — исправлять их Однако самое главное, чтобы ребенок понимал, когда он поступает плохо.
Если вы решили наказать ребенка, то должны быть уверены, что это наказание принесет пользу.
Чаще всего за нехорошие поступки детей наказывают. Какими должны быть наказания и нужны ли они? Если ваш малыш порвет книжку, вероятно, лучше всего научить его, как ее склеить. Если он принесет домой чужую игрушку, пусть сам отнесет ее с извинениями. Случается, что ребенок повторяет одни и те же проступки. В таком случае лучше на время не допускать ситуаций, которые их вызывают. Например, если ваш ребенок в магазине постоянно упрашивает вас что-нибудь купить, а после отказа начинает плакать и кричать, лучше некоторое время не брать его с собой за покупками. Малышу, который плохо ведет себя за столом и всем мешает, не повредит несколько дней обедать в одиночестве и т. д.
Некоторые родители считают наказания, о которых мы говорили выше, слишком «мягкими»: «Он пролил соус на мое любимое платье, обедать в одиночестве — недостаточное наказание для этого хулигана». Другим, наоборот, они кажутся слишком жесткими: «Бедный малыш целый вечер должен будет просидеть, склеивая эту книжку. Для него это слишком». Любое наказание должно быть тщательно обдумано. Если вы запретите ребенку смотреть телевизор за то, что он ударил своего соседа, вряд ли это будет иметь какой-то результат. Ребенка нужно наказывать только за то, что он совершил. Часто ребенку требуется помощь, чтобы исправить свои проступки. Вероятно, ему будет очень тяжело пойти и вернуть вещь, которую он взял просто так, «потому что она мне нравится». Лучше, если вы будете его сопровождать. Одна из главных задач родителей — помочь ребенку отвечать за свои поступки.
Кроме того, подобные наказания помогают ребенку понять, что именно он сделал нехорошо, осознать, что он заслужил эти наказания, а не страдает из-за «злых» родителей, которые «не любят его».
Если у вас хорошие отношения с ребенком, то иногда достаточно только слов, чтобы он понял свою ошибку.
Наказывая ребенка, взрослые должны обращаться к его «внутренним помощникам» — чувству собственного достоинства и совести. Многие проступки ребенка не так уж страшны, и, чтобы их исправить, можно обойтись словами: «Так не должно быть», «Мне не нравится, как ты себя ведешь», «Хорошие дети так не поступают». Однако это может воздействовать на ребенка только в том случае, если он верит вам и знает, что вы его все равно любите. Дети хотят быть послушными, чтобы нравиться родителям и заслужить их любовь.
Но уже с первых лет жизни малыш начинает любить себя. Поэтому он хочет «быть хорошим» уже сам для себя. Если вы скажете своему напроказившему малышу что-нибудь вроде: «Я не знала, что такой большой мальчик, как ты, может так себя вести» или «Если ты не хочешь, чтобы думали, что ты хулиган, ты должен пойти и извиниться», то он наверняка постарается исправиться.
Физические наказания не оказывают благоприятного воздействия на формирование дисциплины ребенка.
Неважно, отстегают ли родители ребенка ремнем или просто дадут подзатыльник, — все это физические наказания, которые оставляют глубокий след в душе ребенка. Чаще всего к ним прибегают в тех семьях, где самих родителей в детстве «воспитывали» подобным образом.
Известно, что многие люди, которых в детстве никогда физически не наказывали, обладают высокой внутренней дисциплиной. Поэтому у нас нет оснований утверждать, что от побоев ребенок становится обязательнее. Он может слушаться родителей, боясь наказания, но в будущем, возможно, станет вести себя по-другому.
Кроме того, ребенок которому родители причиняют боль, может научиться действовать такими же средствами в отношении других людей — одноклассников, соседей и др. Иногда случается, что ребенок привыкает к ощущению боли и начинает стремиться к ней, провоцируя окружающих на жестокое к нему отношение.
Физическое наказание всегда сопровождается сильными отрицательными чувствами. Нельзя сказать, что ребенок будет хорошо относиться к родителям. Возможно, он даже потеряет уважение к людям, которые так относятся к более слабым и зависимым от них существам. Подобное наказание сильно влияет на формирование чувства собственного достоинства. Ведь очень трудно научиться заботиться о своем теле, если родители, которые должны быть и учителями, причиняют ребенку боль.
Самое главное:
- природа наделила человека средствами, которые помогают ему жить в гармонии с окружающим миром и владеть собой;
- ребенок постепенно учится владеть собой и ладить с окружающим миром;
- родители и воспитатели помогают ребенку развивать каждое из этих врожденных средств (мышление, речь и др.). Они помогают ребенку научится их использовать, чтобы во взрослой жизни он умел справляться со своими проблемами;
- внутренние качества и средства самоконтроля развиваются в зависимости от того, как ими обладают родители и как они воспитывают ребенка.