⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перейти на сайт VisitTime
Маленький ребенок не умеет справляться со слишком сильными чувствами. Интенсивные ощущения делают его беспокойным, излишне возбужденным.
Чувства ребенка непосредственно связаны с состоянием его организма. Первым приятным и неприятным ощущениям малыша всегда будут соответствовать определенные физические проявления. Если ему плохо — будет болеть живот, исчезнет аппетит, появится бессонница, если хорошо — малыш будет спокоен и с удовольствием примет вашу заботу.
Поэтому родители совершенно правильно радуются первой улыбке своего младенца. Она означает, что малыш уже учится выражать свои чувства, реагирует на улыбку матери или на ее отсутствие.
Эмоциональное состояние ребенка можно назвать комфортным, когда его неприятные ощущения минимальны, а приятные — не слишком интенсивны. Такое состояние обычно не бывает долговременным. Вот почему малыш так быстро переходит от слез к смеху, и наоборот. Даже ребенок старшего возраста, который уже может оценивать и контролировать свои ощущения, чувствует себя плохо и физически и эмоционально, если приятные ощущения становятся избыточными.
В раннем возрасте разнообразные ощущения только тогда будут полезны, когда приятные чувства в достаточной степени ограничены, а неприятные сведены к минимуму. Со временем чувства малыша укрепятся, и он научится справляться с сильными ощущениями.
Легковозбудимые дети позже овладевают способностью контролировать свои ощущения.
Легковозбудимые, нервные дети гораздо позже начинают осознавать свое плохое или хорошее самочувствие, а в исключительных случаях — вообще не овладевают этой способностью.
Такие дети склонны к эмоциональному напряжению, их трудно успокоить. Самые незначительные изменения внутреннего состояния или окружающего мира приводят к бессоннице, потере аппетита, беспокойству.
Чувства ребенка должны находиться в гармонии с его телом.
Взрослый человек выражает свои чувства при помощи большого арсенала средств: в первую очередь, речи, а также жестов, поведения и др. Конечно, от переизбытка чувств и у нас, взрослых, может заболеть голова или пропасть аппетит. А вот младенец способен выражать свои эмоции исключительно с помощью тела.
Чем быстрее родители помогут детям осознать свои чувства и выразить их словами, тем скорее дети избавятся от физических проблем, связанных с «расстроенными чувствами».
Сопереживая ребенку, мать помогает ему развивать эмоциональность. Она должна понимать, в какой степени малыш может контролировать приятные и неприятные ощущения, и постараться оградить его от непосильных для его возраста чувств.
Взрослый человек успокаивает себя словами: «Все в порядке, ничего страшного, перемелется — мука будет». Младенцу это недоступно. Лучший способ успокоить его — взять на руки, погладить, покачать — словом, снять физическое напряжение.
Детям необходимо сочувствие и понимание родителей.
Способность ребенка контролировать свои ощущения в значительной степени зависит от того, как родители воспринимают его чувства и способны ли они сочувствовать ему.
Так, двухлетний малыш или даже дошкольник, испытывая сильное ощущение, чаще всего поглядывает на родителей, чтобы посмотреть, разделяют ли они его чувства. Хорошие родители в таких случаях не должны стоять с каменным лицом, а словом, жестом, выражением лица показать свое отношение. Дети это очень ценят, поскольку они учатся чувствам у взрослых.
Способность чувствовать важна для нормального развития ребенка.
Когда ребенок научится выражать свои чувства, они уже не будут так сильно связаны с его телом, дети смогут самостоятельно переживать сильные ощущения, хотя и будут по-прежнему нуждаться в помощи родителей. Гамма чувств станет более разнообразной. Это уже не просто состояние «мне плохо», а «мне скучно», «я разочарован», «я обижен», не просто «мне хорошо», а «мне весело», «мне интересно», «я рад».
Родители помогают ребенку сопереживанием. Они учат его правильно оценивать свои ощущения. Если в семье принято делиться своими переживаниями, то младшие учатся у старших описывать их.
Когда ребенок сам научится чувствовать, он будет способен сочувствовать другим. Родителям следует серьезно относиться к чувствам своих детей: дети так же сильно и глубоко чувствуют, как и взрослые. Запомните, что, пренебрегая чувствами своего ребенка, вы рискуете вырастить черствого, холодного или замкнутого человека.
Недостаток или отсутствие сочувствия со стороны родителей может стать причиной проблем в развитии ребенка.
Задача родителей — помочь детям справляться с чувствами. Проблемы чаще всего возникают у родителей, к которым в детстве родители относились холодно. Однако есть и совершенно обратные примеры, когда люди, не имевшие в детстве эмоциональной поддержки, становились прекрасными папами и мамами.
Некоторые родители не понимают настроения своего малыша и поэтому не могут сочувствовать ему. Младенец не видит отзывчивости в их лицах и жестах. У детей, растущих в таких семьях, неразвитая гамма чувств; чаще всего их настроение характеризуется однообразием: они могут быть всегда апатичны, или перевозбуждены, или печальны и т. д.
В такой ситуации по эмоциональному поведению ребенка нельзя догадаться, плохо ему или хорошо, а младенческая связь чувств с телом сохраняется на долгое время.
Слишком эмоциональные родители могут оказать медвежью услугу ребенку, мешая правильному формированию его эмоционального облика.
Родители всеми фибрами души сочувствуют и сопереживают ребенку, но не в силах контролировать и анализировать его (и свои) чувства. Такие люди чаще всего слишком бурно выражают свои эмоции: они громко смеются, разговаривают, размахивают руками и т.д.
Дети, глядя на родителей, начинают вести себя точно так же. А иногда случается наоборот — в качестве средства защиты дети вообще перестают выражать свои чувства, поскольку родители делают это за двоих.
Нельзя подавлять неприятные ощущения ребенка. Многие родители безумно хотят, чтобы их ребенку всегда было только хорошо. К сожалению, часто они стремятся достигнуть этого не совсем верными или совсем не верными способами. Так, некоторые из них просто хотят затушевать любые неприятные чувства своего чада. Если ребенок плачет, стараются его рассмешить, устраивая целые театральные представления с музыкой, танцами и переодеваниями. Если умирает любимая рыбка, ему покупают новую, только бы ребенок не расстроился.
В этом случае малыш вместо того, чтобы пережить свою печаль, справиться с ней, будет стремиться к постоянному состоянию комфорта. В будущем родители рискуют оказаться под одной крышей с вечным искателем удовольствий. «Приятные» чувства у таких детей создаются искусственно, а потому хрупки и недолговечны. Фальшивые эмоции затеняют настоящие и препятствуют правильной самооценке ребенка. Они могут быть причиной непредсказуемого поведения детей.
Неправильно поступают и те родители, которые стремятся успокоить ребенка, подавляя его неприятные ощущения. Уговаривая детей словами «ты ведь больше не грустишь» или «не надо плакать, уже все прошло», они в первую очередь заботятся о своем собственном спокойствии.
Утешение приносит пользу только тогда, когда оно естественно и искренне.
Маленькие дети не могут контролировать свои чувства. В самом ребенке природой заложены факторы, которые ограничивают его способность чувствовать.. Хотя эмоции обогащают индивидуальность, но для ребенка, особенно маленького, они часто очень опасны.
В младшем возрасте, когда малыш еще не может контролировать себя, дети часто страдают от избытка ощущений. Всегда есть угроза, что чувства возобладают над ребенком, а не он над ними.
Обычно мать хорошо знает своего малыша и всегда понимает его ранимость. Она защищает, оберегает и успокаивает его. Своей заботой мать одновременно обучает ребенка тому, как нужно справляться с эмоциями. Пока ребенок не в состоянии этого делать, он полностью зависит от матери. Вот почему младенцам постоянное присутствие мамы просто необходимо. Кроме того, в разлуке с матерью тревога и печаль могут настолько переполнить ребенка, что это будет угрожать его эмоциональному здоровью.
Отсутствие эмоций губительно сказывается на развитии ребенка.
Если ребенок разлучен с матерью или мама находится рядом, но не помогает ему своим сопереживанием, малыша охватывают чувства обиды и тоски. Вполне возможно, что после того как ребенку исполнится полгода, он будет спасать себя «отсутствием чувств». Конечно, это не осознанное решение, а только средство защиты, как и инстинкт самосохранения. На какое-то время эта ситуация будет ребенку полезной, поддержит его эмоциональное здоровье и даже поможет возрождению способности чувствовать. Но если это состояние затянется надолго, то у малыша может затормозиться развитие способности контролировать и анализировать чувства.
Помощь родителей должна быть разумной.
Обычно родители стараются не оставлять ребенка один на один со слишком сильными ощущениями. Так, если вы хотите, чтобы разлука с матерью не стала для малыша серьезной психологической травмой, поговорите с ним об этом заранее, расскажите, надолго ли мама отлучается, что она будет делать во время разлуки. Пусть ребенок знает, что для вас разлука — такое же большое горе, как и для него.
Часто родители на время разлуки оставляют малышу «частичку мамы»: ее шарф, любимую чашку, старый кошелек и т. д. Если у вас есть возможность, обязательно разговаривайте с малышом по телефону или пишите ему письма, посылайте открытки — словом, делайте все возможное, чтобы ребенок ощущал ваше присутствие.
На самом деле родители помогают детям уже тем, что показывают им, как они понимают их чувства, и не скрывают своих собственных ощущений.
Дети стремятся избежать неприятных ощущений.
Их пугает не только избыток чувств. Они, как и взрослые, не любят неприятных ощущений и стремятся их избежать, даже если родители помогают им в трудных ситуациях.
Например, ваш малыш может упорно не замечать, как вы готовитесь к отъезду. Родители испытывают большое искушение воспользоваться таким положением вещей. Конечно, в данном случае у них меньше проблем. Но в будущем проблемы вырастут как снежный ком, и вам придется расплачиваться за минутную лень и слабость. Хорошая мать знает, что ребенок должен воспринимать реальность такой, какая она есть, и не пытаться избежать неприятных чувств. Так же поступают и родители, когда видят, что малыш хочет избежать трудной ситуации. В таких случаях очень важно научить ребенка справляться с чувствами, показать ему, что любую ситуацию нужно разрешить и из нее можно найти хоть какой-то выход.
Существует еще одна опасность, связанная с переизбытком чувств у ребенка. Иногда дети из чувства обиды или мщения желают плохого другим людям.
Это не значит, что ребенок злой или жестокий. Более того, он сам, вероятно, пострадает от этого. Ребенку может показаться, что его желания осуществляются. Если с кем-нибудь происходят неприятности, малыш видит в этом следствие своих мыслей. Иногда случается и так, что малыш, разозлившись на маму, желает ей зла, а когда приходит мамина очередь сердиться, его охватывает страх при мысли о том, что она пожелает ему того, чего он желал ей.
Точно так же ребенок боится, что его любовь к другим членам семьи или окружающим станет настолько сильной, что в ней не хватит места для мамы. Он чувствует себя виноватым, проводя много времени с друзьями, потому что боится, что мама точно так же может полюбить свою работу или младшего брата сильнее, чем его.
Как можно помочь ребенку в такой ситуации? Прежде всего успокойте его, объясните, что его мысли никак не могут осуществиться, да и вы никогда бы этого не допустили. Объясните малышу, по каким причинам произошло волнующее его событие, и покажите, что он здесь ни при чем. Но самое главное — убедите ребенка, что вы любите его таким, какой он есть, и что не разлюбите ни в коем случае.
Дети часто переносят свои эмоции на окружающий мир.
Нередко они пугают сами себя, но страх ребенка концентрируется не на внутренней опасности (своем душевном состоянии), от которой ему очень трудно избавиться, а на внешней, которая представляет для него относительно меньшую угрозу. Ее гораздо легче локализовать и контролировать. Это один из способов, с помощью которых дети спасают себя от переизбытка чувств. Перенося опасность на внешний мир, они как бы отстраняют ее от самих себя.
Вот почему дети часто боятся предметов или явлений, издающих громкие звуки, — поездов, машин, грозы и т. д. Любые объяснения родителей, откуда берется шум, зачастую безрезультатны. Нужно приложить немало усилий, чтобы убедить их, что предметы вовсе «не злятся» и потому их не нужно бояться.
Конечно, некоторые предметы или явления, например гроза, могут представлять реальную опасность для ребенка, но она не зависит от его ощущений. Гораздо опаснее для него приписывать злость неодушевленным предметам, поэтому очень важно помочь малышу справиться с этой фобией.
Причины страхов ребенка чаще всего связаны с его чувствами.
Родители могут помочь ребенку преодолеть страх Реальные происшествия, пережитые малышом или услышанные от кого-нибудь, могут служить для него подтверждением воображаемой опасности.
Родителям нужно ограничить ситуации, в которых чувства могли бы возобладать над ребенком. Ни в коем случае не позволяйте бабушкам и дедушкам запугивать ребенка страшными историями о непослушных детях, не читайте и не рассказывайте маленьким детям страшные сказки. Чтобы ребенок справился со своим страхом, попытайтесь пережить его вместе с ним: пусть малыш расскажет вам, почему он боится, как это случилось, убедите его в своей помощи и защите.
Ребенок умеет защищать себя от неприятных ощущений.
Природа наделила его средствами защиты от избыточных или неприятных ощущений. Механизмы их действия разнообразны ровно настолько, насколько люди отличаются друг от друга. Поэтому не думайте, что, воспитав одного ребенка, вам удастся без труда справиться со вторым.
Очень часто дети скрывают свои неприятные ощущения. Так, ребенок может сказать: «Моя сестра плачет и плачет, потому что мы должны отдать нашу собаку, а вот я не плачу — мне все равно». Такие средства защиты могут угрожать развитию ребенка. Если ребенок использует «бесчувствие» постоянно, даже тогда, когда в силах справиться с ситуацией, это может представлять серьезную опасность для его развития, стать причиной разнообразных проблем ребенка. Затушевывание чувств препятствует формированию способности их контролировать.
Ведь каждой фазе его роста соответствуют определенные ощущения. Даже если ваш ребенок с успехом избегает неприятных чувств на данном этапе развития, то в будущем он может не справиться с незнакомыми или более интенсивными эмоциями.
Родители обычно не осознают опасность, которую представляет «бесчувствие», но хорошие мамы и папы чувствуют, когда их малыш находится в разладе со своими эмоциями. Они интуитивно понимают, как и когда их ребенок защищает себя, и могут помочь ему в этом.
Проблемы воспитания чувств не исчезнут сами собой.
Очень многие проблемы, связанные с чувствами, исчезают, когда ребенок научится контролировать свои эмоции. Но часто на месте старой проблемы встает новая, еще более сложная. Например, в раннем возрасте малыш стремился «блокировать» свои ощущения, и в результате у него были проблемы со сном, аппетитом и т. д. В будущем могут возникнуть трудности с учебой, сложности в общении. Это говорит о том, что ребенок не справился с первоначальными проблемами и они продолжают его преследовать.
Гамма чувств ребенка должна быть разнообразной .
Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы он испытывал разные ощущения. Даже «плохие» ощущения приносят пользу. Например, печаль помогает сохранять память и любовь в разлуке, злость — защищать себя и т. д.
Если вы вовремя и правильно определите, какие неприятные ощущения испытывает ваш малыш, то с ними можно справиться. И самое главное — неприятные эмоции составляют контраст с приятными и потому помогают ценить последние и наслаждаться ими. Часто бывает так, что у человека, не имеющего неприятных ощущений, ослабляется или исчезает способность испытывать приятные эмоции.