Поведение пятимесячного ребенка становится более осмысленным. Теперь с большей уверенностью можно определить, когда малыш доволен, возбужден, спокоен, и назвать причины этих состояний.
Лепет в этом возрасте может быть размеренным и быстрым, тихим и громким, иметь разные значения («я хочу на руки, возьмите меня», «посмотрите на меня, я здесь», «мне это не нравится»).
Многие движения становятся более устойчивыми и координированными: ребенок уверенно держит голову и поворачивает ее, когда сидит или когда его держат на руках, отворачивается, когда ему пытаются вытирать нос; активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Некоторые дети начинают ползать.
Совершенствуются движения рук и пальцев: малыш может держать игрушки разного размера (причем двумя руками), стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.
Продолжает накапливаться зрительная и слуховая информация. Ребенок дольше держит в руках предметы, ощупывает их, рассматривает и изучает. Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых, смотрит в лицо, когда с ним разговаривают, и начинает понимать мимику, по-разному реагируя на улыбающееся и на сердитое лицо. Кроха прислушивается к окружающим звукам, поворачивает голову к источнику звука, слышит шаги матери. Он начинает понимать, какие игрушки издают звуки, трясет ими или стучит.
При появлении взрослых и детей ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь этим внимание. Малыш может явственно показать свое недовольство и радость. Если ему не дают игрушку, он кричит, раздражается. Когда к ребенку подходят родители и когда с ним играют, весело лепечет и улыбается.
Чем заниматься с ребенком
- Во время купания опустите в ванночку кораблик или мягкую пластиковую книжку с картинками. Ребенок будет радоваться, видя плавающие игрушки, и весело стучать руками и ногами по воде, брать мокрые игрушки в руки и стараться удержать их, так как они будут выскальзывать. Это полезно и для развития двигательных умений, и для приобретения нового тактильного опыта.
- Меняйте выражение лица, когда одеваете малыша после купания. Разговаривайте с ребенком, называйте части тела, к которым прикасаетесь. Затем сделайте паузу и внимательно посмотрите на малыша. Понаблюдайте за тем, как он реагирует на ваше молчание. Наверняка ребенок попытается заставить вас говорить снова: начнет беспокоиться или лепетать и смотреть на вас.
- Во время кормления покажите малышу ложечку, затем поднесите ее ко рту и дайте попить с нее. Потом вложите ложечку в руку ребенка. В этом возрасте дети тянут в рот все предметы, и ложечка не станет исключением.
- Нашептывайте что-нибудь на ушко малышу, когда держите его на руках. Ребенок начнет прислушиваться к шепоту — ведь это для него новый способ общения.
- Когда вы хотите взять малыша на руки, протягивайте к нему руки и произносите «о-па». Вскоре он начнет тянуться к вам навстречу.
- Всегда сообщайте ребенку о предстоящей смене обстановки. Говорите о том, что сейчас вы пойдете на прогулку или будете переодевать его. Это поможет малышу ориентироваться в ситуации и узнавать об изменениях обстановки.
Предлагайте ребенку игры и игрушки, которые будут стимулировать его познавательный интерес. В 5—6 месяцев дети интересуются предметами домашнего обихода.
- Дайте ребенку блестящую металлическую банку из-под печенья или чая. Он будет вертеть банку, хлопать по ней ладошкой и может посмотреться в нее, как в зеркало.
- Подносите малыша к большому зеркалу и показывайте, где мама, а где он. Покажите, где глазки у мамы, а где у крохи.
- Когда вы разговариваете с ребенком, положите его руку на свои губы. Малыш будет ощущать вибрацию голоса и дрожание губ.
- Посадите ребенка на пол и наденьте на него надувной спасательный круг, а рядом положите разные игрушки.
- Малыш учится принимать решение. Вложите игрушку сначала в одну руку, затем в другую. Посмотрите, как поступит кроха. Вскоре он научится перекладывать игрушку из одной руки в другую.
- Предлагайте ребенку играть с куклой-неваляшкой. Когда малыш будет ронять неваляшку, она будет раскачиваться и вновь вставать. Это вызовет интерес и побудит ребенка повторить свои действия.