В семимесячном возрасте малыш становится более активным и чрезвычайно любопытным. Он находит и подбирает игрушки и другие предметы с пола, внимательно рассматривает их, трясет, перебирает руками, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую, пытается засунуть в рот. Занимаясь с игрушками, ребенок может отвлечься на некоторое время, но затем вернется к игре. Например, когда в комнату входит взрослый, малыш поднимает голову, смотрит на него и снова начинает играть.
В двигательном развитии ребенка происходят существенные изменения. Он устойчиво сидит, нагибается вперед за игрушкой. Некоторые дети, лежа на животе, начинают подтягиваться за игрушкой, лежащей на полу. Малыш продолжает тренировать свои руки: перебирает игрушки разного размера и текстуры, может использовать правую и левую руку, лучше удерживает предметы.
Зрение и слух также активно развиваются. Ребенок замечает изменения в окружающем пространстве и узнает знакомые вещи (например, бутылочку с молоком, даже если она находится в перевернутом состоянии). Малышу нравится слушать, когда с ним разговаривают. Кроха начинает использовать жесты, чтобы привлечь к себе внимание (например, дергает маму за руку, чтобы она поиграла или поговорила с ним).
Чем заниматься с ребенком
- Во время купания положите в ванночку пластмассовую чашку чтобы ребенок поиграл с ней. Он может наполнять чашку водой и выливать ее обратно.
- Положите в ванночку несколько мелких игрушек разной текстуры (пластмассовые, резиновые, шершавые и гладкие). Малыш узнает новые тактильные ощущения, перебирая мокрые игрушки. Называйте эти игрушки или рассказывайте о них короткие стихи (например, «На дворе щенок бежал. "Гав-гав". "Гав-гав". Конь сердился: "Ты чего спать мешаешь? Иго-го"»).
- Купая ребенка, называйте части его тела или рассказывайте стихи, в которых они упоминаются (например, «Водичка, водичка, умой мое личико...»).
- Во время кормления позвольте ребенку брать руками пищу (макароны, кусочки моркови, картошки) старелки. Малыш будет подносить еду ко рту и засовывать в рот. Это подготовит ребенка к самостоятельному приему пищи.
- Вылейте на детский столик немного сладкого кефира или йогурта и позвольте малышу размазывать его по столу. Ребенок будет рассматривать свои руки и то, что остается на столе от йогурта. «Грязные» игры полезны для развития детей.
- Читайте малышу книжки и показывайте картинки. Говорите, кто или что там изображено, даже если ребенок не очень внимательно смотрит на картинку и не понимает значения слов. Со временем он начнет узнавать картинки в книжке и показывать, где нарисована собачка или киска.
- Всегда называйте игрушки и предметы, которые вы показываете или даете малышу в руки. Постепенно он начнет по названию понимать, где лежит мячик или кукла.
- Давайте ребенку возможность играть в разных положениях: сидя, стоя, лежа на животе. Сидя и стоя, малыш сможет увидеть больше, чем лежа. А когда ребенок лежит, у него больше возможностей двигать руками, манипулировать предметами и соотносить положение вещей в пространстве.
- Давайте малышу игрушки, с помощью которых он сможет влиять на окружающее пространство (например, вертушки, телефон с кнопками или с диском, настольную лампу, бра и т. п.).
- Поставьте перед ребенком жестяную банку из-под печенья или чая и покажите, как бросать в нее игрушки. Малыш будет не только бросать игрушки — он будет прислушиваться к звукам, которые они издают при падении.
- Посадите ребенка на детский стульчик, подвесьте перед ним надувной шарик и покажите, как можно толкать его — вперед или из стороны в сторону. Чтобы крохе было интереснее наблюдать за движениями шарика, нарисуйте на шарике рожицу.
- Покажите ребенку интересную игрушку и на его глазах спрячьте ее под салфетку или платок. Малыш будет искать спрятанную игрушку. Если ребенку трудно понять, где искать игрушку, приподнимите платок и покажите, что она находится там. Теперь пусть ребенок самостоятельно снимет платок с игрушки.
- Спрячьте маленькую игрушку в руке, затем откройте ладонь и покажите игрушку малышу. Помогите ребенку искать игрушку, разжимая и сжимая руку чтобы он видел ее.