Восьмимесячный ребенок произносит разные звуки и звукосочетания (па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Малыш может активным лепетом показать, что хочет продолжать играть или хочет на руки. Он понимает интонацию: на строгий голос может насторожиться или нахмуриться, на ласковый — улыбается, радуется.
Ребенок любит подражать действиям взрослых (пьет из чашки, надевает на голову шляпу и т. п.). Он начинает играть по своим правилам (например, сидя на коленях у взрослого, бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и снова бросает). Игры в прятки уже не вызывают у малыша недоумения: он весело стаскивает платок с головы мамы.
В этом возрасте ребенок умеет брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Следите за тем, чтобы мелкие предметы были недосягаемы для малыша, ведь он может засунуть их в рот или нос. Ребенок начинает исследовать емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, залезает в сумочки. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с новыми проблемами: удивляется, когда никак не может взять рыбку через стекло аквариума, переворачивает звучащую игрушку и ищет, где «находится» звук и т. п.
Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомых людей: одни хотят общаться с гостями, а другие боятся их и начинают прятаться за маму или плакать. Предупреждайте ребенка о приходе посторонних людей. Со временем малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.
Чем заниматься с ребенком
- Во время купания дайте ребенку в руку мягкую губку. Потрите губкой руку или ногу малыша. Через некоторое время он начнет самостоятельно «мыть» их.
- Разрешите ребенку поиграть с телефоном (можно дать настоящий аппарат). Он будет подражать вам и «разговаривать» по телефону.
- Привлекайте внимание малыша к разным звукам в доме и на улице. Покажите ему, где гудит машина, где лает собака, где мяукает кошка. Повторите эти звуки. Ребенок научится смотреть в ту сторону, в которую вы показываете.
- Для улучшения координации движений покачайте малыша из стороны в сторону, вверх-вниз. Чтобы ребенку было интересно это занятие, произносите короткие стихи (например, «Киска, киска, брысь, брысь. На дорожку не садись. Видишь, Ванечка идет и на киску упадет. Бах!»).
- Малыш учится определять положение своего тела в пространстве. Помогите ему в этом. Посадите ребенка на пол и положите интересную игрушку под маленький стул, а затем под большой. Пытаясь достать игрушку из-под стульев, малыш вскоре поймет, что под большой он может забраться и сесть, а под маленький — только засунуть руку или голову.
- Помогайте ребенку решать задачи. Поместите игрушку в прозрачную пластмассовую банку и покажите ее крохе. Затем потрясите банку и дайте ее ребенку, чтобы он достал игрушку. Поместите ту же игрушку в темную банку, потрясите ее и дайте малышу.
- Поиграйте с ребенком в игру «делай, как я». Возьмите несколько разных игрушек и покажите, что с ними можно делать. Бейте в барабан или бубен, а потом просите малыша сделать то же самое. Открывайте и закрывайте крышку кастрюли или коробки, стучите деревянным молотком по столу или стульчику и т.п.
- Детям очень нравится вытаскивать предметы из коробок и бросать их на пол. Возьмите большую коробку, сделайте в ней два окошка: одно маленькое, а другое большое. Сложите игрушки в коробку и покажите ребенку, как вы достаете их через окошки. Малышу придется решить задачу: как вытащить игрушку из коробки, если она не пролезает в одно из окошек.
- Называйте все предметы, которые вы даете или показываете ребенку, своими «именами». Произносите слова четко и не сюсюкайте. Не говорите «масинка» вместо «машинка», «сябатька» вместо «собачка». Лучше сказать: «Машинка — би-би. Собачка — ав-ав». Ребенок должен слышать правильную речь!