Большинство малышей в этом возрасте умеют ползать. Все дети делают это по-разному: некоторые продолжают ползать на животе, другие используют ладошки и колени. Любой способ ползания расширяет возможности ребенка, так как он может самостоятельно преодолевать препятствия и перебираться в другую комнату. Девятимесячный малыш долго и устойчиво сидит, умеет стоять, слезать с дивана, карабкаться по ступенькам. Эти умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе и на разном расстоянии.
В этом возрасте улучшается тонус мышц, движения становятся более уверенными и координированными. Однако двигательная активность у разных детей отличается: некоторые очень подвижны, постоянно куда-то стремятся, что-то хотят взять, открыть, стукнуть; другие медлительны и малоподвижны, не проявляют инициативы к общению и игре, могут долго находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. В этот период проявляются индивидуальные особенности детей. Вне зависимости от скорости, с которой ребенок исследует окружающее пространство, он все равно становится более умелым и энергичным.
Малыш различает предметы и многие звуки: он знает и показывает, где зазвонил телефон, а где шумит машина и т.п. Ребенок может выбрать любимую игрушку. Он с удовольствием открывает кухонные шкафчики, извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу Это увлечение домашней утварью может длиться очень долго (до 2 лет).
Ребенок начинает лучше понимать значения слов: может по просьбе показать, где носик, глазки, или дать маме мячик или мишку. Дети этого возраста любят играть пальчиками («Идет коза рогатая...», «Сорока-белобока»), с телефоном («разговор по очереди»: сначала говорит взрослый, затем ребенок и наоборот). Все эти игры помогают малышу понять значение предметов и действий.
Ребенок еще не воспринимает всерьез запреты. Он постоянно что-то трогает, открывает, заползает на кухню, исследует разные предметы, а не только игрушки. Помня об этом, сделайте окружающее пространство безопасным для малыша.
Чем заниматься с ребенком
- Для улучшения координации движений играйте с ребенком в мячик, катая его друг к другу
- Дайте малышу пирамидку и покажите, как снимать и надевать кольца на стержень. Пусть он попытается сделать это самостоятельно.
- Положите в прозрачную банку несколько маленьких шариков и закройте ее крышкой. Покажите ребенку эту банку, помогите снять крышку и достать шарики.
- Поместите в коробку или баночку несколько разноцветных лент (широких и узких) и покажите малышу, как их можно вытаскивать.
- Возьмите кусочек липкой ленты и прилепите ее к одежде ребенка. Покажите малышу как ее можно снять, и позвольте ему сделать это самостоятельно.
- Покажите ребенку, как извлечь звук из игрушки. Возьмите звучащую игрушку с кнопкой и нажмите на нее рукой малыша. Когда услышите звук, покажите ребенку, как вы рады этому, похвалив и погладив его или похлопав в ладоши.
- Научите ребенка включать настольную лампу или бра. Возьмите руку малыша и нажмите на кнопку. Когда вспыхнет свет, похвалите его и повторите действие.
- Дайте ребенку игрушечную чашку или ложку и вместе «покормите» мишку или куклу. Вскоре он начнет самостоятельно кормить игрушечных зверюшек.
- После купания дайте малышу маленькое полотенце и покажите, как надо вытирать лицо. Он будет пытаться вытереться сам, хотя до самостоятельного умывания и вытирания еще очень далеко.
- Для того чтобы активизировать произношение звукосочетаний, возьмите разных игрушечных зверей и поиграйте с ребенком. Поднесите птичку к ребенку и скажите: «Птичка говорит пи-пи».
- Когда вы захотите взять малыша на руки, протяните к нему руки и скажите: «Иди ко мне». Подождите немного, пока ребенок протянет ручки вам навстречу, похвалите его и возьмите на руки.