Большинство детей в одиннадцать месяцев только учится ходить, держась за руку родителей или за край дивана, другие уже делают первые самостоятельные шаги, а некоторые продолжают ползать. Совершенствуя свои двигательные навыки, малыш начинает поддерживать равновесие с помощью одной руки, а в другой может держать игрушку.
В этом возрасте улучшается чувствительность. Например, одни дети не любят прикасаться к желе или к влажным мягким предметам, другие — вставать босиком на песок и т.п. Не забывайте: ребенку нужен разный тактильный опыт, поэтому следует постепенно и аккуратно знакомить его с новыми ощущениями. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком: по полу, по траве и песку, влажному и сухому.
Ребенок тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку похожую на тот фрукт, который он пробовал.
Ребенок начинает понимать пространственные взаимоотношения. Теперь малыш внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее в том месте, куда была направлена ваша рука (раньше он искал ее на старом месте). Ребенку нравится вынимать предметы из коробок и банок, но пока ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Например, вместо того чтобы вложить маленькую баночку в большую, малыш пытается всунуть большую банку в маленькую и предпринимает много попыток, чтобы достичь результата.
Несмотря на то что ребенок не умеет говорить, он понимает гораздо больше — не только отдельные слова, но и фразы. Малыш может проявлять интерес к картинкам в книжках. Однако сначала ребенок использует книжку как игрушку, вертит ее в разные стороны, стучит об пол, дергает за страницы. После того как малыш поиграет с книжкой, можно привлечь его внимание к картинкам. Детям нравится рассматривать изображения знакомых предметов, например телефона, мячика, машинки или животных. Во время совместного просмотра книжки они могут слушать короткие стишки о животных, машинках.
Ребенок требует большего внимания взрослых, поскольку хочет общаться. Он радуется новым звукам и активно тренируется их произносить. Малыш может произносить не только отдельные звуки и звукосочетания, но и повторяющиеся слоги (ма-ма, па-па, ба-ба), которые скоро станут словами и будут ассоциироваться с определенным человеком.
Чем заниматься с ребенком
- Во время кормления дайте малышу ложку и покажите, как ее погрузить в миску или чашку с водой. Пусть он поиграет с ложкой. Чтобы ребенку было интереснее погружать ложку в воду, положите в чашку кусочек льда. Пытаясь поймать ложкой лед, малыш будет улучшать координацию движений рук.
- Когда вы даете ребенку пюре или овощи, позвольте ему самому опускать ложку в тарелочку и брать пищу.
- Во время купания детям нравится играть с игрушками. Положите в ванночку две баночки разного размера и резинового утенка. Покажите ребенку, как посадить в баночку утенка, как переливать воду из одной баночки в другую. Играя с водой, малыш приобретает ценный опыт: он знакомится с понятием пространства и объема.
- Прилепите на края ванночки плоские пластиковые фигурки (животные, машины, корабли и т.п.) и покажите ребенку, как их можно перемещать с одного места на другое. Эта игра развивает тактильную чувствительность и координацию движений.
- Возьмите две баночки с отверстиями на донышке (например, ситечко) и без них. Наберите в баночки воду и поднимите их повыше. Увидев, что из одной баночки вода вытекает, а из другой нет, малыш попытается понять происходящее и повторит ваши действия.
- Проводите игры на принятие решений. Заверните игрушку в фольгу или цветную бумагу. Пусть ребенок развернет бумагу и извлечет игрушку.
- Положите в прозрачную банку печенье и закройте ее крышкой. Покажите малышу, как можно снять крышку с банки и взять печенье.
- Дайте ребенку чашку или игрушечного мишку, которого можно посадить. Привлеките его внимание и положите чашку на бок. Малыш должен поставить ее «правильно». То же самое проделайте с мишкой.
- Учите ребенка играть с игрушками, которые управляются с помощью кнопки или рычажка. Для таких игр подходят любые заводные игрушки. Играя с ними, малыш учится просить помощи с помощью жестов или звуков.
- Показывайте ребенку то, что происходит на улице. Если вы услышали шум машины или пение птиц, поднесите малыша к окну и покажите источник звука.
- В этом возрасте дети удивляются, веселятся и начинают хохотать, когда видят что-нибудь смешное. Попробуйте понарошку попить из пустой игрушечной чашки или надеть маленькую шапочку на голову. Поверьте, это очень позабавит ребенка.
- Поощряйте любые попытки малыша произносить звуки, звукосочетания, первые слова. Играйте с ним в «разговор». Повторяйте за ребенком одни и те же слоги и короткие слова, меняя интонацию и громкость голоса. Играйте в игры и придумывайте ситуации, которые помогут малышу начать произносить первые слова. Например, говорите слово бах, когда бросаете мяч на пол, дай-дай, когда просите у ребенка игрушку, бай-бай, когда укладываете его спать, ам-ам, когда кормите его и т. п.
- Произносите любые короткие слова {дай-дай, ам-ам, бай-бай, бах, пока-пока и т. п.), которые можно повторять ежедневно много раз. С помощью таких слов ребенок может «разговаривать» с вами, а вы, в свою очередь, подтверждайте своими ответами и действиями, что поняли малыша.