О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Как же побороть нехватку времени?.Наверное, у многих, начиная с начальных классов больным местом остается нехватка времени. И, по меньшей мере, половину своих неудач списывают именно на то, что «сутки маловаты». Вот если бы еще пару часиков! Но обычно проблема заключается в самих детях, в нерациональном распределении их времени.

Итак, каких ошибок можно избежать, чтобы сэкономить такое нужное время.

Учителя не устают повторять: «Внимательно слушайте на уроке объяснение нового материала!» Пропустит ученик мимо ушей знакомство с новой темой — при подготовке к уроку ему придется заново, с нуля, самому разбираться во всех ее тонкостях. А если следующий урок по этому предмету будет через день-другой, то и совсем плохо. Даже случайно оставшиеся в памяти сведения и гипотезы, скорее всего, улетучатся.

Если ученик не хочет постоянно следить за ответами одноклассников, считайте, что и оставшуюся часть урока он отсидит впустую. Ведь не зря говорят, что в спорах рождается истина. Так и во время различных рассуждений, обсуждений, дополнений и поисков ответов мозг не только запоминает услышанное, но и проводит аналитическую работу, сортировку материала по правильности, важности.

Не только требуйте от ребенка, чтобы он складывал свои вещи на определенные места, но и объясните, что это нужно не столько для идеального порядка в квартире, сколько для его самодисциплины. Напомните (наверняка такое бывало не раз), сколько времени было потрачено на поиск нужной вещи лишь из-за того, что ее положили не на свое место. И так каждый день.

Что же мы можем подсказать подросткам такого, что облегчило бы им подготовку домашних заданий, сократило трату времени? Давайте пойдем от обратного.

Внимательно слушай объяснение учителя на уроке. Если тебе что-то не понятно, не стесняйся задавать вопросы. Этим ты сократишь время ознакомительного чтения параграфа дома.

Приучи себя по ходу объяснения делать пометки. К сожалению, конспекты составляют преимущественно студенты. А ведь даже если ты набросаешь для себя пункты плана, то восстановить то, о чем шла речь на уроке, будет гораздо проще.

Хорошо, если ты внимательно слушаешь ответы одноклассников. Но еще лучше, если ты не будешь пассивным слушателем, а сам постараешься почаще отвечать на уроке. Так ты заставишь свой мозг активней работать, да и высказанная вслух мысль дольше останется у тебя в голове. Ну а если ты думал неправильно, вы вместе с учителем исправите эту ошибку.

Придя домой и приступив к выполнению домашних заданий, обязательно проработай тот материал, который был у вас сегодня в школе. Даже (тем более!) если завтра этого предмета не будет. Почему это так важно? Да потому, что твой мозг еще держит эту информацию довольно крепко и готов к ее переработке без лишних усилий. Он словно радиоприемник, настроенный на нужную волну. Но стоит пройти дню-другому, и информация за ненадобностью начнет стираться. Вспомни, как на аудиокассете появляются посторонние шумы, если она даже просто пролежала долгое время без работы. А если ты по свежим следам проработаешь дневной материал, то перед уроком тебе понадобится только освежить в памяти нужную информацию. На это уйдет гораздо меньше времени, чем если бы ты открыл учебник первый раз.

Большие затраты времени бывают при заучивании наизусть. Попробуй учить стихотворения в несколько этапов. Поучи немножко сегодня. Все рассказать без запинки не получается, но кое-что уже запомнилось. Завтра снова к нему вернись. А если есть необходимость и возможность, то еще раз дня через два. При таком методе ты не сможешь не заметить, что общее время, потраченное на запоминание текста, и количество повторов гораздо меньше, чем когда ты учил его за один прием.

На сколько раз распределить повторение, реши сам. Это будет видно.

Также неразумно тратить время на многоразовое чтение домашнего параграфа и лишь после третьего-четвертого раза пытаться ответить на вопросы к нему. В этом случае наверняка придется читать учебник еще раз.

Гораздо продуктивнее будет, если после первого чтения ты попытаешься вспомнить текст при закрытой книге.

Если есть незапомнившиеся места, перечитай еще раз. Опять вспомни. И так до тех пор, пока не исчезнут забываемые места.

Чтобы лучше запомнить некоторые необходимые сведения, можно обратиться к уловкам. Пусть не пугает тебя это слово. Ты много раз сталкивался с такими приемами. Например, как ты запоминаешь количество дней в месяцах на целый год? Совершенно верно — по косточкам на пальцах руки. Как ты знакомился с цветами радуги? Конечно, на помощь приходили охотник и фазан. Такие запоминающиеся фразы можно придумывать и самим.

Не забывай, что, читая про себя, отвечая на вопросы вслух, конспектируя по ходу чтения, мы включали в работу разные виды памяти, которые вместе принесут гораздо больший результат, чем просто чтение.

Весьма полезно, если при работе над новым материалом будет использовано логическое мышление, т.е. ученик не просто пытается запомнить нужный материал, а сам постарается его сгруппировать. Что это значит?

Многие ученики запоминают текст по страницам, по абзацам, по столбцам. Предложите сыну или дочери попробовать находить части, имеющие общий смысл. Для этого нужно уметь выделять главное не только во всем тексте, но и в каждом абзаце, странице.

Предложите ребенку воспользоваться вот такой памяткой:

  • Определи, о чем идет речь.
  • Найди ключевые слова и понятия.
  • Отдели главное от второстепенного (пересортируй материал).
  • Обозначь в тексте (конспекте) по смыслу опорные пункты для краткого пересказа.
  • По этим пунктам кратко перескажи (или законспектируй) главное.

Также приемом логического мышления при чтении является сравнение. Очень часто к нему прибегают на уроках литературы, истории, географии и других. Сравнивать не так легко, как кажется. Постарайтесь следовать вот таким путем, чтобы сравнение было по возможности полным и существенным:

  • Выбери цель сравнения.
  • Проверь, знаешь ли ты материал об объектах, которые будешь сравнивать.
  • Выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
  • Найди различие (или) сходство.
  • Сделай вывод из сравнения.

Сравнивать можете что угодно и как угодно. Ваша цель — включить логическое мышление для того, чтобы запомнить и понять материал. Например, вы можете сравнивать, чтобы:

  • найти общее в событиях, процессах, явлениях (что общего в обособлении определений и приложений?);
  • выявить особенное, отличительное (одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда?);
  • полностью сравнить (найти и общее, и разное);
  • найти главное, основное в явлениях, событиях, процессах (какие химические процессы происходят у анода и у катода при электролизе раствора йодистого натрия? В чем заключается сущность процесса, имеющего место при прохождении электрического тока через раствор электролита?);
  • выяснить свое отношение к объектам, дать оценку;
  • установить причинно-следственные связи между предметами (почему резиновый мячик прыгает высоко, а пластмассовый стучит, а подскакивает низко?)

Если в школе заканчивают изучение какой-либо темы, то приближается урок-обобщение. А затем не за горами на его основе и проверочная работа. Как же обобщать полученные знания? Как проверить, насколько прочно усвоен материал?

Попробуйте предложить вашему ученику следовать такому плану:

  • Выдели главное понятие из данного задания. Проверь, как ты понимаешь его смысл.
  • Отбери основные, типичные факты из материала данной темы (раздела, курса).
  • Сравнивая их между собой, выдели общее, существенное.
  • Сделай вывод, т. е. сформулируй тенденцию, закономерность, ведущую идею, закон.

Итак, ученик овладел перегруппировкой текста выбирает главное, применяет сравнение и умеет обобщить. Но, как говорится, всегда хочется чего-то большего. Особенно, если учесть, что мы с вами говорили, в основном, о подготовке домашних заданий, когда главная цель — усвоить новый теоретический материал. Если обобщить знания, получится примерно такой перечень основных компонентов подготовки домашних заданий.

  • Восприятие и осознание темы; цели и задачи домашнего задания (чтение записей в дневнике, просмотр записей в тетради, заголовка в учебнике).
  • Дальнейшее осмысление материала, изученного в классе (читаем текст учебника, делим его на смысловые части, выясняем смысл непонятных слов, выделяем главное, сравниваем с рассказом учителя и записью в тетради, конкретизируем примерами из практики, наблюдений, иллюстраций, устанавливаем взаимосвязи с ранее изученным).
  • Закрепление, уточнение, расширение знаний (применение специальных приемов, привлечение дополнительной литературы, материалов теле- и радиопередач).
  • Обобщение и систематизация (на основе установленных связей делаем выводы, составляем краткий конспект, делаем систематизирующую схему или таблицу).
  • Самоконтроль и поправка знаний (после проверки при необходимости возвращаемся к материалу для уточнений).

Но дома также приходится ежедневно сталкиваться с решением различных практических задач. Здесь уже нужно показать, как школьник усвоил теоретический материал и как успешно он применяет его на практике. Ход решения задач остается неизменным с добрых старых времен начальной школы. Как же подступиться к задаче?

Опираться при ее решении нужно на следующие этапы:

  • ознакомление с условием и требованием задачи;
  • анализ задачи (что известно — неизвестно, что нужно узнать);
  • составление плана решения;
  • выполнение плана, нахождение решения;
  • проверка и внесение поправок при необходимости.

Итак, мы знакомимся с задачей. С чего начинать? Начинаем с формулировки. Затем попытайтесь представить задачу как единое целое, по возможности яснее и нагляднее. Не погрязайте в деталях. Вам нужно уяснить: что дано, что неизвестно, что требуется найти? Проработайте все поодиночке, затем сопоставьте все между собой. Запишите краткое условие. Переходите к поиску решения. Его можно обнаружить в прежних знаниях, помогая себе схемами, рисунками, правилами. Когда из глубины своих знаний вы подняли все это, осталась чисто техническая работа. Составить план и реализовать его немного легче. Основное — это идея, путь решения. Идея может прямо привести к решению, обойдя подробный план. Может быть, понадобятся новые знания или идеи, попробуйте посмотреть на задачу под другим углом зрения. Может возникнуть новая идея. После этого реализуем план, просматриваем весь ход решения. Наверняка вы увидите, что что-то можно усовершенствовать. Обязательно уясните метод, которым решалась задача. Это может помочь в будущем.

А эта памятка поможет вашему ученику разобраться в особенностях учебы. Конечно, желательно, чтобы родители также приняли участие в осмыслен; ее пунктов.

  • Пойми, что время начальных классов, когда тебя учили, ушло. Прояви максимум самостоятельности и заинтересованности в своей учебе.
  • Задумайся над тем, как ты учишься: ради чего?
  • В чем сильная сторона твоей учебы, а где есть пробелы? (Умеешь ли ты ставишь перед собой рубежи, которые нужно достигнуть, знаешь ли ты эффективные методы получения знаний, способы проверки, контроля).
  • Когда и как долго ты наиболее работоспособен? К чему ты более склонен: долго обдумывать, следуя поговорке «Семь раз отмерь, один — отрежь», а затем выполнять работу, либо сразу браться за бумагу и ручку?
  • Когда и как ты себя контролируешь по ходу работы либо в конце?
  • Как у тебя происходит запоминание материала? Какие приемы ты применяешь?
  • Пытаешься ли ты находить различные способы решения учебных задач?
  • Способен ли ты доводить до конца начатое дело?
  • Достаточно ли у тебя уверенности в своих силах для того, чтобы в дальнейшем заниматься самообразованием?
  • Посмотри на себя со стороны, вспомни, кто и за что тебя хвалил или ругал. Представь себя на месте этих людей и постарайся объективно дать себе оценку: что нужно изменить?
  • Не забывай, что зубрежка плохая помощница. Учись приемам переработки материала, не отсиживай уроки, а настойчиво доводи до слуха учителей (да и одноклассников) свои мысли и суждения, спорь и опровергай других (если получается).
  • Не забывай, что к тебе всегда придут на помощь и конспект, и таблицы, и карты-схемы, и планы, если нужно запомнить объемный текст.

При самопроверке:

  • научись четко представлять себе конечный результат своей работы;
  • старайся провести проверку разными способами: набросать план ответа на бумаге, ответить на вопросы по тексту, пересказать, объяснить новые термины...
  • если нашел ошибку, не только исправь ее, но и подумай, почему она появилась, где решение пошло неверным ходом.
  • Старайся всегда все делать так, словно пишешь ответ начисто, без черновика, т. е. на совесть. Не пускай в свою работу прилипчивое «и так пойдет».
  • По ходу работы обращай внимание на то, не ушел ли ты в сторону от цели.

Часто, прежде чем взяться за работу, многие ученики тратят немало времени на вроде бы необходимые дела: долго наводят порядок на столе, перебирают необходимые для работы предметы, просто глядят в окно. А потом сетуют, что время девалось неизвестно куда! Приступать к делу нужно сразу же, решительной рукой отметая все ненужное. Не мешкайте!

Занятия и дела нужно чередовать так же, как физический труд нужно чередовать с умственным. При напряженном преобладающем умственном труде следует чередовать предметы и занятия.

Нельзя погрязать в телефонных разговорах. Телефон должен помогать экономить время.

Очень поможет сэкономить время разумное обращение с телевизором. Нелишним будет отметить заранее те передачи, которые вы хотели бы посмотреть. И включать телевизор, придерживаясь этого выбора.

Научите своего ребенка говорить «нет». Если он не будет обладать такой решимостью, может оказаться втянутым в такие дела, что сам не раз удивится, куда его занесло.

Не поощряйте пассивную зубрежку. Но как родителям побороть такую инертность, если все же она имеет место? Что делать, если ребенок, изучая материал, старается его зазубрить?

Приучайте ребенка при пересказе текста пользоваться своими словами.

На первых порах помогите увидеть связь нового с уже знакомым материалом.

Для этого побуждайте его задавать себе такие вопросы:

  • Что об этом мне уже известно?
  • Как связать новое с тем, что мы проходили вчера?

Решая задачу, старайтесь найти несколько способов и вместе с вашим учеником проанализируйте их.

Не пренебрегайте различными шуточными задачами, задачами на сообразительность.

Подкидывайте их своему ребенку как можно раньше.

Хорошо, если бы ваш ученик увлекся шахматами, шашками. Умение решать игровые задачи очень пригодилось бы и в школьной жизни.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Сегодня, в век научно-технического прогресса и передовых медицинских технологии, большинство женщин разуверились, что могут родить ребенка собственными силами, и с легкостью перекладывают ответственность за себя и своего ребенка на плечи медиков. Вместе с тем роженица ни в коей мере не должна ощущат...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.