Всегда ли надо сильно переживать, если ребенок не хочет в школу, делать уроки и т. д.? Может, стоит вспомнить, что и нам не всегда хочется заниматься повседневными делами? Давайте попробуем разобраться, когда действительно нужно бить тревогу и переключать все силы на спасение благополучия ребенка, а когда его можно немного пожурить, отвлечь на какое-то время. Если:
- интерес к школьной жизни стал меньше, чем до 1 сентября;
- ребенок выказывает радость, когда не задают домашних заданий;
- начинает периодически канючить, что ему надоело учиться;
- иногда хочет остаться дома, не пойти в школу;
- время от времени недоволен учителем — сильно не переживайте. Это сказывается накопившаяся усталость. Нужно просто хорошо встряхнуться (может, и вам не помешал бы отдых вместе с ребенком на денек-другой?)
Но если вы видите, что нежелание учиться становится постоянным, ребенок активно выражает свой протест, перестает интересоваться окружающими событиями (а бывает, что возникают различные невротические заболевания), то срочно бейте во все колокола: беседуйте с ребенком, поговорите с учителем, если необходимо, не откладывайте визит к врачу.
По каким признакам вы можете заметить, что ситуация стала угрожающей:
- интерес к учебе отсутствует полностью;
- ребенок делает уроки только с большим нажимом, «из-под палки»;
- очень не любит или боится учителя;
- нежелание ходить в школу, учиться проявляется постоянно и явно в виде открытого протеста либо признаками болезней (кашель, насморк, рвота...), которые заканчиваются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Если на эти сигналы не обратить внимание, можно считать, что вы сделали все для того, чтобы испортить жизнь себе и ребенку на этом этапе.
Многие родители не видят «золотой середины» в своем отношении к ребенку. Это часто касается и школьной жизни: желая, чтобы сын или дочь учились хорошо, им постоянно повторяют, что они должны быть лучше всех (ребенок, конечно, не должен быть лишен самолюбия, но в разумных пределах).
Тогда на помощь приходят все способы: долгое сидение за уроками, зубрежка, выработка учебных навыков доходит до автоматизма. Но вот происходит сбой. Ведь желая быть лучшим, многие ориентируются только на оценку, и думая о том, как бы получить балл повыше, ребенок теряет способность мыслить. Он нервничает, переживает, а в результате делает такие ошибки, что сам потом не понимает, как можно было так ошибиться. В итоге перед проверочными работами ребенок нервничает, теряет самообладание (нередко на уроке плачет до истерики), начинает бояться вызова к доске, хотя запас знаний у него не плохой.
Бывает и другая крайность, когда родители, желая видеть своих детей самостоятельными, вовсе не касаются учебных дел ребенка. В этом случае хороший результат тоже бывает редко.
Ведь если мама и папа спрашивают со своего ребенка только итог работы, то маленький ученик при всем своем желании и стремлении часто не может похвастаться хорошими достижениями.
Поймите, что ему очень трудно. Он же только в первом классе, а этот год очень важен для всех школьных лет: если не научить ребенка сейчас добывать знания, не помочь ему в этом, можно ждать в дальнейшем больших неприятностей.
Не считайте, что учить должен только учитель, и если дела идут плохо, то виноват только он. Без родительской помощи и поддержки даже выдающемуся учителю трудно сделать отличниками 25—30 человек.