О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Ваш малыш до начала школьных занятий должен познакомиться и хорошо ориентироваться в некоторых математических вопросах. Это те знания, без которых ему будет сложно ориентироваться в повседневной жизни — время, пространство, количество и счет. Игры в математику - игры с числами, временем, счётом помогут заинтересовать ребенка, и обучить его основам математики.

Ориентировка в этих вопросах покажет его умственную, интеллектуальную зрелость. Знакомя ребенка с такими понятиями, нужно постараться, чтобы он научился самостоятельно искать ответы на вопросы. Для этого его нужно заинтересовать предстоящей работой. На помощь нам опять придет игра. Также не забывайте, что каждый ребенок познает мир и в обычной повседневной жизни. Тогда, когда он общается со взрослыми, другими детьми, играет игрушками. Ему нужно постоянное подбадривание и поощрение его успехов, даже самых маленьких.

Итак, время.

Ребенок постоянно видит вокруг себя течение времени. Он постепенно начинает пользоваться словами «до», «после», «сейчас», «потом», «раньше», «позже» и др. Вначале это происходит чисто интуитивно. Родителям нужно помочь ребенку конкретно ориентироваться во времени.

Начать можно с малых отрезков времени: до обеда и после обеда, в начале прогулки, в конце прогулки и т.д.

Первый основной отрезок времени — сутки.

Здесь можно поговорить о режиме дня (что за чем).

Постепенно перейдите к неделе, месяцу, году. Ребенку надо показать, что временные события идут по кругу, повторяясь одно за другим с большим или меньшим промежутком.

Сутки: ночь сменяет утро, затем день, вечер и опять наступает ночь.

Неделя: день идет за днем. Люди ходят на работу, дети — в школу, детские сады. Затем выходные дни и опять идет рабочая неделя.

Год — зима, весна, лето, осень. И снова — снег, ручьи, цветы, сбор урожая... И так из года в год.

Не стремитесь, чтобы ваш ребенок сразу запомнил названия всех дней недели, месяцы года. Постепенно он это выучит. Но он должен понять, что не может сразу после ночи наступить вечер, после утра — ночь. Что вначале будет лето, потом — осень и зима. Что весна наступает после зимы. А зима бывает после осени, но перед весной. Прочитайте с ним сказку «12 месяцев». Ведь даже там подснежники не расцвели, пока не вступили (пусть на очень короткое время) в свои права все месяцы по очереди.

Во время игр давайте задания расставить игрушки по росту, за или перед чем-либо, одну за другой, рядом, после, между, на чем-то, под чем-то и т. д.

«Построив» игрушки, попросите назвать, что за чем стоит. Разверните их на 180°. Спросите, что изменилось?

Часто у детей бывают трудности в определении правой и левой стороны. Это начальная точка в понимании пространственного положения предмета.

Первое знакомство с этим вопросом происходит в повседневной жизни за столом: возьми ложку в правую руку, а хлеб в левую; подними руки вверх, опусти вниз.

Напоминайте каждый раз, что у нас ноги разные — одна правая, другая левая. Что туфельки и ботиночки очень любят каждая свою ножку.

Это для малышей. А детям постарше можно в комплексе утренней зарядки ввести упражнения, которые начинаются с правой (левой) ноги, правой (левой) руки, где необходимы прыжки, бег, передвижения в правую или левую сторону.

Впереди — сзади, вверху — внизу — эти понятия обычно легче усваиваются ребенком. Но это не значит, что тренировки они не требуют.

Кроме ориентировки в движении ребенка надо научить ориентироваться на поверхности стола, на листе бумаги и т. д. Можно раскладывать предметы в центре стола, в левом углу, в правом углу. Полезно сервировать стол. На бумаге можно рисовать в центре листа, в верхнем (или нижнем) правом (или левом) углу. «Передвигать» мебель в комнате у куклы, из строительных кубиков строить дома и т. д.

Очень полезны занятия с конструктором. Здесь ребенок столкнется и с размером деталей, и с местами соединений, и очередностью соединений. А если при сборке пользоваться графической инструкцией — чем не знакомство с чертежом?

Также ребенок сталкивается с тем, что предмет может двигаться. Причем разные предметы двигаться могут быстрее или медленнее.

Если они двигаются одинаково, то это не значит, что куда-то они прибудут одновременно. Ведь они сначала могут находиться на разном расстоянии от конечной точки.

Когда ребенок умеет находить сходства и различия предметов по величине, форме, цвету и т. д., его можно знакомить с количеством и счетом.

Измеряя предметы, передвигая их в пространстве, времени, ребенок постепенно обращает внимание на то, что предметы могут исчезать и появляться не изменяясь (игра «Прятки»). Постепенно понимает значение слов «больше», «меньше», «много», «мало», «один». Он может выбрать такой же предмет (один) или несколько таких же.

Можете предлагать детям задания такого типа:

—хлопнуть в ладоши столько раз, сколько чашек на столе;

—показать столько цветочков, сколько пальчиков на одной руке;

—взять конфет из вазы на... больше (меньше), чем ложек на столе;

—написана цифра «5». Возьми столько же карандашей;

—Аленушка пригласила в гости те игрушки, которые стоят слева, а Иванушка те, которые стоят справа. Сколько всего гостей?

—Чьих гостей больше? Чьих меньше? На сколько?

—Птички разлетелись по своим гнездышкам. Было 8, одна улетела. Стало... (Счет в обратном порядке. Если этот прием счета плохо усвоен, будут проблемы с вычитанием.)

До школы ребенка можно знакомить не только с устными действиями, но и показать, как выглядят цифры и числа на бумаге. Не забывайте что цифра — это О, 1, 2... 9, а числа — все, что обозначает количество.

Играя в математику, родителям необходимо представлять, какой результат они хотят получить. Итак, ребенок должен:

  • уметь свободно считать, называть числа в прямом и обратном порядке;
  • знать, как можно получить число разными способами (1 да 3, 2 да 2, 3 да 1 будет 4);
  • знать, какое число стоит перед (меньше на 1) и после (больше на 1) данного числа;
  • усвоить, что каждое число больше тех, которые стоят перед ним, и меньше всех чисел, которые следуют за ним;
  • научиться ориентироваться в пространстве.

Большими вашими помощниками станут детские книги с элементами заданий. Это могут быть и просто отдельные издания, и книги, в которых задания связаны художественным текстом. Познакомившись с ними, дети усваивают и закрепляют новые знания.

Работать по таким книгам, конечно, нужно со старшими. Можете обратиться к книгам В. Г. Житомирского и Л. Н. Шиврина «Математическая азбука» и «Путешествие по стране геометрии». Они издавались в Московском издательстве «Педагогика» несколько раз.

Если вы решили с вашим дошкольником осваивать решение примеров, покажите ему, что если он складывает, то результат увеличивается. Если вычитает — результат уменьшается.

Старайтесь не часто употреблять слова «плюс», «минус». Говорите «да», «и еще», «добавь», «прибавь», «увеличь», «уменьшить»... Чтобы в школе, когда ребенок столкнется с текстовыми задачами, ему уже легче было ориентироваться в выборе действия.

Играя с ребенком, задавайте ему вопросы и учите его задавать вопросы. Например:

  • Сколько гуляет детей?
  • Сколько из них девочек?
  • Сколько мальчиков?
  • Сколько останется, если девочки уйдут?
  • Кого больше: девочек или мальчиков?.. Составляйте примеры, работая с кубиками. В это время так же очень наглядно можно знакомить детей с составом чисел, раздвигая кубики вправо и влево.

Знакомьте детей с понятиями «все», «каждый», «остальные», «все, кроме», «все, перед», «все, после» .

Если вам приходится сталкиваться с названием геометрических фигур, называйте их правильно. Не кружок, а круг; не трехугольник, а треугольник; не кирпичик, а прямоугольник... Ребенку потом сложно будет привыкать правильно называть фигуры.

Познакомьте ребенка с измерением длины предметов. Измерять можно все подряд: стул, стол, ванную, зеркало, полку...

Можно мерить линейкой, сантиметровой лентой, рулеткой. Пусть ребенок не скажет точную длину (около 6 см, чуть больше 20 см...). Главное, чтобы он знал, что назвать нужно то число, которое ближе к концу предмета.

5—6-летние дети любят играть с линейкой. Они рисуют с линейкой, просто чертят линии, что-то выделяют и находят ей другие применения. Научите ребенка правильно держать линейку. Ее нужно прижимать к бумаге левой рукой в середине, не приближая пальцы близко к краю. Иначе прямой не получится. Если держать за левый или правый конец линейки, то она может «убежать» вниз.

Сначала знакомьте, а после вырабатывайте навык счета у ребенка в любом месте: дома, на лестнице, на улице, в магазине, цирке, кинотеатре, гостях... Лишь бы ваш ребенок был готов к этому и хотел немного подумать.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Рахитом страдают дети раннего возраста. При этом заболевании из-за недостатка витамина D в организме нарушаются процессы образования и минерализации (отвердевания) костной ткани. Витамин D поступает в организм с пищей в основном в виде предшественников — веществ, которые преобразуются в витамин D по...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.