О детях - мамам, папам, детям!

Текст: 

Прием пищи и навыки самостоятельного кормления относятся к способам естественной стимуляции артикуляционного аппарата (языка, щек, губ и нижней челюсти) ребенка. Для того чтобы произносить отдельные звуки, а затем и слова, органы речи должны выполнять различные движения и занимать определенное положение. Например, язык должен уметь подниматься и опускаться, двигаться вправо и влево; губы — вытягиваться трубочкой; щеки — надуваться; нижняя челюсть — совершать легкие движения вправо и влево. Этим основным движениям речевых органов ребенок учится в процессе приобретения навыков самостоятельного кормления. Поэтому мы будем рассматривать эти навыки не с точки зрения получения пищи для роста и развития, а с точки зрения подготовки речевого аппарата малыша к артикуляции.

Артикуляция — это работа языка, губ, щек, нижней челюсти при произнесении звуков речи. У новорожденного язык, губы, щеки и нижняя челюсть не приспособлены как к произнесению отдельных звуков, так и к приему разнообразной пищи, В течение первого года жизни малыш учится употреблять различные виды пищи: сначала жидкую, затем мягкую (протертую) и, наконец, плотную (твердую). Когда ребенок ест разные виды пищи, улучшается чувствительность языка, губ и щек, развиваются их движения, которые в дальнейшем будут полезны для артикуляции.

В первые два месяца ребенок ест жидкую пищу (материнское молоко или молочные смеси). В этот период движения языка, губ и нижней челюсти минимальны, так как особых усилий, чтобы протолкнуть жидкость и проглотить ее, не требуется. Язык принимает форму чашечки, движения его направлены вперед-назад. Губы имеют округлую форму и не очень сильно обхватывают сосок или соску Молоко всасывается за счет отрицательного давления во рту, которое создается при помощи комочков Беша, расположенных в щеках. Поэтому щечки у младенцев пухлые и плотные. Когда ребенок начинает принимать плотную пищу, щеки становятся мягче и тоньше.

В 2—4 месяца ребенок может поднимать голову и непродолжительное время удерживать ее, начинает есть мягкую (протертую) пищу. В этот период движения языка, губ, щек, нижней челюсти во время приема пищи становятся более разнообразными и устойчивыми. В процесс сосания включается центральная часть губ. Теперь губы хорошо удерживают сосок или соску препятствуя вытеканию жидкости изо рта.

В 4—5 месяцев ребенок лучше удерживает голову, положение тела становится более стабильным — это способствует развитию навыков кормления. Малыш продолжает сосать, но уже умеет проглатывать более густую жидкость или мягкую пищу. Ребенок осваивает новые движения языка и губ. Для того чтобы проглотить более густую жидкость, малыш двигает языком вверх и вниз. Нижняя губа начинает выдвигаться вперед, чтобы поддерживать ложку или край чашки при приеме жидкости.

В 6 месяцев ребенку можно давать сухое печенье или сушку. В этом возрасте он учится жевать. Малыш тянет сушку в рот, водит ею по деснам, сжимает губами, рассасывает и пытается глотать, но еще не может откусить. Это период подготовки к приему твердой пищи. Движения языка становятся более разнообразными: он начинает двигаться вправо—влево и назад (в глубь рта).

От 7 до 9 месяцев ребенок учится принимать протертую и некоторые виды твердой пищи. Он приобретает новые умения: ест протертую пищу с ложки, кусает твердую пищу (печенье, сухарики), удерживает пищу во рту, пьет из чашки, которую держит взрослый. Движения губ, щек, языка и челюсти становятся более координированными и разнообразными, помогая малышу откусывать, разжевывать и проталкивать пищу, чтобы проглотить ее.

В 10—12 месяцев ребенок может держать твердую пищу в руке, откусывать кусочки, разжевывать их, продвигать в глубь рта и проглатывать. Язык может двигаться вправо-влево, отодвигаться назад (в глубь рта), подниматься и опускаться.

Лучше не делать массаж щек, губ и языка, если у ребенка возникают проблемы с приемом пищи. Во время массажа эти органы не совершают никаких естественных движений: они пассивны. К тому же вы можете просто навредить малышу. Помните, что любая стимуляция артикуляционных органов здорового ребенка раннего возраста должна быть основана на естественных движениях во время приема еды и питья.

Не следует долго кормить ребенка только жидкой или протертой пищей! В таком случае он нескоро научиться есть «взрослую» пищу, к тому же его артикуляция будет развиваться замедленно.

Как кормить ребенка

Кормление здорового малыша зачастую становится серьезным испытанием для родителей. Этот процесс может отнимать слишком много времени, не принося радости ни родителям, ни ребенку.
Поза малыша во время кормления должна быть удобной и ему и вам, поскольку она может облегчить или затруднить прием пищи. Лучше всего кормить ребенка в положении сидя. Голова малыша не должна быть запрокинута: в таком положении он может захлебнуться.

Если вы кормите ребенка грудью, он должен находиться у вас на руках, а его голова должна быть слегка наклонена вперед.

Если ребенок уже умеет есть с ложки и пить из чашки, посадите его на стульчик или себе на колени.
Не кормите малыша, когда он лежит на спине. В таком положении он может захлебнуться или поперхнуться.

В процессе грудного вскармливания и кормления из бутылочки можно столкнуться с определенными трудностями. Расскажем о некоторых из них.

  • Малыш сосет, вдыхая воздух и через нос, и через рот. Это так называемое «шумное» сосание, обусловленное либо плохой координацией дыхания и глотания, либо тем, что у ребенка запрокинута голова. Чтобы исправить это положение, измените позу малыша и чуть наклоните его голову вперед.
  • Ребенок сосет очень медленно, словно засыпая. Причиной этого может быть усталость, вызванная неэффективным сосанием. Покормите малыша из бутылочки или с ложечки.
  • Видны сосательные движения, но ребенок не всасывает молоко. Возможная причина — слабый тонус губ, щек, языка. Попробуйте покормить малыша с ложечки.
  • Молоко вытекает из уголка рта. Возможно, это связано с тем, что у ребенка слабый тонус губ и щек или запрокинута голова. Поместите указательный палец под нижней губой малыша у уголка рта.

В процессе кормления протертой и твердой пищей могут возникнуть следующие проблемы:

  • ребенок очень медленно жует;
  • часто «поперхивается», кашляет;
  • долго держит пищу во рту, словно жует жвачку;
  • не удерживает пищу во рту, у него всегда грязный рот;
  • выплевывает пищу;
  • сжимает губы и отворачивается, когда пищу подносят ко рту;
  • отказывается от жидкости.

Все эти проблемы вызваны разными причинами.

Во-первых, ребенок может не уметь откусывать и жевать твердую пищу

Во-вторых, если малыш не умеет глотать пищу, он вынужден долгое время удерживать ее во рту.

В-третьих, у ребенка может быть низкий тонус мышц языка, губ, щек.

В-четвертых, малыш может не чувствовать вкусовых различий пищи из-за сниженной или нарушенной чувствительности внутренней поверхности щек, языка, десен.

  • Если во время кормления ребенка у вас возникают подобные ситуации, попробуйте определить, какой вид пищи он предпочитает, и давайте малышу сначала ту пищу которая ему нравится.
  • Если ребенок не ест густое пюре с плотными комочками, дайте ему обычное густое пюре, затем добавляйте в него по одному маленькому комочку. После того как вы приучите малыша есть такой вид пюре, небольшими порциями предлагайте другие виды пищи.
  • Если ребенок сжимает губы, когда ко рту подносят пищу, позвольте ему сделать выбор. Положите еду в две красивые тарелки, покажите их малышу и спросите: «Из какой тарелки ты хочешь есть?» Это предложение может понравиться ребенку, и он начнет есть с удовольствием.
  • Не кормите ребенка насильно, если он отчаянно сопротивляется. Это не принесет ему пользы и испортит вам настроение. Подождите немного и предложите малышу выбрать то, что он хочет съесть, или дайте попить сок.
  • Позвольте ребенку брать руками из тарелки некоторые виды пищи (например, небольшой кусочек отварного мяса, макароны).
  • Дайте ребенку ложку и позвольте ему есть самостоятельно, даже если у малыша это не очень хорошо получается.

Хвалите ребенка не только за успехи в играх, но и за его попытки что-нибудь съесть самостоятельно, особенно если они успешны. Если вы не можете справиться с проблемами, возникающими в процессе кормления, обратитесь за помощью к логопеду, который занимается с детьми раннего возраста.

Вокализации и готовность ребенка к речи

С 1,5—2 месяцев ребенок начинает издавать различные звуки, то есть гулить. Однако такие голосовые реакции лишь условно можно назвать звуками. В действительности это предречевые реакции, которые в дальнейшем станут элементами речи. Вначале ребенок произносит отдельные звуки, а к 6 месяцам — сочетания звуков (гласный-согласный). Такие звукосочетания называются вокализациями.

Постепенно цепочки звуков становятся разнообразными и все более похожими на сочетания слогов речи. К годовалому возрасту некоторые дети начинают произносить отдельные слова из повторяющихся слогов (типа ма-ма, дядя, да-да, ба-ба).

Существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций:

  • В 1,5 месяца ребенок гулит: а-аа.
  • В 2—3 месяца произносит звуки г-у, ш-и, бу-у, э-ы и др.
  • В 4 месяца появляются сочетания типа аль-ле-е-лы-агы-аы и др.
  • В 5 месяцев малыш подолгу гулит, произнося нараспев различные звуки.
  • В 6 месяцев может начать произносить слоги ба, па.
  • В 7—8,5 месяцев произносит слоги ба-ба-ба, дя-дя-дя, да-да-да.
  • В 8,5—9,5 месяцев повторяет слоги с разнообразными интонациями.
  • в 9,5—10 месяцев может произнести ма-ма, па-па, не соотнося их с конкретным лицом.
  • К 12 месяцам пытается повторять отдельные слоги и слова вслед за взрослым {ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам, ав-ав, тик-так и др.).

Это деление условно, так как каждый ребенок тренируется и произносит «свои» звуки, звукосочетания, слоги и первые слова в определенное время. Количество слогов и первых слов у детей первого года жизни отличается. Есть малыши, которые в возрасте 12 месяцев произносят только отдельные звуки и слоги, но не говорят ни одного слова, хотя хорошо понимают речь. Это не должно беспокоить родителей, если ребенок понимает обращенную к нему речь (например, по просьбе взрослого дает игрушку, показывает части тела, играет в ладушки и т. п.).

Если ребенок плохо понимает обращенную к нему речь (не реагирует на просьбы и др.), нужно обратиться к специалистам. В первую очередь необходимо проверить слух ребенка.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет



Интересное

Как часто родители это делают: напоминают своему ребенку произнести слово «благодарю» другу, соседу либо чужому человеку? Их стремления вырастить благодарного ребенка понятны, и подобные напоминания никак не считаются оскорбительными. Однако воспитывая в ребенке благодарность как черту, необходимо н...

LittlHuman © 2015 - 2021

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на сайт обязательна.