В течение первого месяца ребенок приспосабливается к жизни вне материнского тела. Пока малыш не способен самостоятельно передвигаться и принимать пищу, но может плачем и улыбкой сообщить о своем внутреннем состоянии. Плач указывает на дискомфорт или боль, а улыбка появляется обычно после кормления или во время сна и означает, что ребенок спокоен.
Новорожденные отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети малоподвижны и пассивны, когда лежат на спине. Очень активные малыши могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Отличается и уровень мышечного тонуса новорожденных. Одни дети более расслаблены: у них слабый мышечный тонус рук и ног. Другие малыши более напряжены: у них руки плотно прижаты к телу, коленки постоянно согнуты, пальцы крепко сжаты в кулачки.
В этом возрасте ребенок в основном спит, периоды бодрствования редки и кратковременны. Используйте время кормления, купания, пеленания, одевания и отдыха для развития малыша.
Чем заниматься с ребенком
- Во время кормления прикасайтесь к малышу, поглаживайте его по головке, по плечам, по ручкам, ласково разговаривайте с ним. Эти прикосновения успокаивают ребенка.
- Во время купания ласково разговаривайте с малышом, легко поглаживайте его тело рукой или лоскутком мягкой ткани. После купания, пока у ребенка хорошее настроение, осторожно помассируйте его плечи, руки, ноги, спину, живот.
- Одевая или раздевая малыша, меняя пеленки, ласково прикасайтесь к пальчикам на ручках и ножках.
- Берите ребенка на руки, легко покачивайте его, меняйте положение тела. Не оставляйте малыша в одной и той же позе, когда он лежит в кроватке: укладывайте его не только на спину, но и на бок. Это очень полезно для ребенка: он научится двигать руками и ногами.
- Меняйте интонацию, улыбайтесь и смейтесь, когда смотрите на малыша. В скором будущем это поможет ему понимать ваши эмоции и выражать радость.
- Стимулируйте зрение. Проведите перед ребенком из стороны в сторону светящейся игрушкой или фонариком с красным или желтым светом.
- Повесьте над детской кроваткой колокольчик или погремушку. Прикасайтесь к ним, чтобы малыш слышал звуки.
- Осторожно потрясите погремушкой или другой звучащей игрушкой справа, а затем слева от ребенка. Через некоторое время малыш начнет понимать, откуда доносится звук. Вместо погремушки можно использовать различные железные баночки, пластмассовые бутылочки, пластиковые коробочки, наполненные крупами.
- Если вы вложите в ладошку ребенка палец или деревянную палочку, он обхватит их пальчиками. Это полезно для развития тактильной чувствительности.
- Пойте малышу песенки и покачивайте его. Танцуйте, когда держите ребенка на руках.