У десятимесячных детей отмечаются существенные различия в двигательном развитии: некоторые малыши неплохо ходят, а другие еще ползают или только учатся этому. Однако и те и другие активно исследуют окружающее пространство: достают интересующие их предметы, ловко огибают препятствия и пытаются карабкаться на ступеньки или на стульчик.
В этом возрасте малыш умеет сохранять равновесие, когда встает на ножки, опираться на край кроватки, манежа или маленького столика. Такое положение обеспечивает ребенку чувство безопасности и позволяет рассматривать предметы в другом ракурсе. Движения рук становятся более умелыми и ловкими. Ребенок умеет рвать бумагу: он хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Малыш берет кубик большим и указательным пальцами, пытается ставить кубик на кубик, но сразу разрушает получившуюся конструкцию.
Ребенок начинает понимать значение предлогов «за» и «в». Он уже не пытается добраться до игрушки через стенку прозрачной банки, а засовывает в нее руку и вытаскивает вожделенный предмет. Теперь кроха начинает намеренно бросать игрушки в банку или коробку, а ведь совсем недавно только вытаскивал и разбрасывал их.
Малышу нравится играть с родителями в разные игры (прятки, ладушки и др.). Он использует лепет для общения, пытается копировать звуки, подражает движениям и жестам родителей, по просьбе может показать носик, глазки, ротик и т.п. В этом возрасте дети сильно привязаны к родителям и очень беспокоятся, когда долго не видят их. Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и стабильности. Малыш требует присутствия мамы или папы, когда ложится спать, и не хочет лежать в кроватке, когда родители уходят из комнаты. Чтобы ребенок успокоился и уснул, можно спеть колыбельную песенку и покачать его на руках. Но когда малыш начнет засыпать, следует выйти из комнаты.
В этом возрасте дети нуждаются в разнообразных впечатлениях, поэтому им нужно некоторое время находиться вне дома. Можно съездить в гости к бабушке или к друзьям; хорошо, если там будут другие дети. Малыши любят наблюдать друг за другом.
Детям нравится, когда с ними играют отцы. Папы играют в шумные игры, раскачивают и подбрасывают вверх, а малыши весело реагируют на такие игры и требуют повторения.
Чем заниматься с ребенком
Игры становятся более осмысленными и организованными, поэтому перед малышом можно ставить определенные задачи. Познакомьте ребенка с понятием величины. Дайте малышу два стаканчика разного размера и покажите, как спрятать маленький в большом.
Хорошо, если с ребенком будет играть не только мама, но и папа. Игры и игрушки, которые выбирают мамы и папы, очень отличаются, а малышу необходим разный опыт.
- Спрячьте будильник (или радиоприемник) под коробку и попросите ребенка найти его. Прислушиваясь к тиканью, он постарается отыскать спрятанные часы.
- Покажите малышу, как играть на металлофоне. Возьмите в руку палочку другую дайте ребенку и стучите по металлофону. Можно стучать деревянной ложкой по пластмассовым бутылкам из-под воды, по жестяным баночкам из-под печенья или чая.
- Используйте для игры бельевые прищепки. Прикрепите прищепки к лоскутку ткани или детскому одеялу и покажите ребенку как их снимать. Такие игры полезны для развития умений руки.
- Возьмите коробки или специальные игрушки с отверстиями и покажите малышу, что в отверстия можно опускать игрушки и засовывать пальцы. Такие игры совершенствуют движения пальцев.
- Для развития координации движений и вестибулярного аппарата качайте ребенка на качелях или в гамаке. Вместо гамака можно использовать детское одеяльце. Положите малыша на одеяло, возьмите его с двух сторон за края, приподнимите и раскачивайте из стороны в сторону или вверх-вниз.
- Катайте машинку по полу и с горки (положите плотный картон или фанеру на край детского стульчика — и горка готова). Малышу понравится такая игра.
- Ребенок уже многое понимает и выполняет простые просьбы: дает игрушку, кладет игрушку на столик, машет рукой на прощание, обнимает маму, целует и т. п.
- Читайте ребенку книжки и показывайте картинки. Просите указать на знакомые картинки, например на собачку, и изобразить, как она лает.
- Разговаривайте с малышом и поощряйте любые его попытки к подражанию звуков, жестов и действий. Хвалите ребенка за малые и большие успехи — это поможет ему выработать уверенность в себе.